Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12
Христианская традиция толкования Священного Писания очень богата и разнообразна. Отцы Церкви используют различные приёмы для того, чтобы сделать библейский текст понятным и актуальным для себя и своей паствы. Даже в простом рассказе об исторических событиях опытный экзегет умудряется найти глубокие духовные закономерности. Всякое слово Писания он превращает в рассуждения о жизни человеческой души и её отношениях с Богом. Как это происходит, можно проиллюстрировать на примере того отрывка из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Притчу, которая только что прозвучала, можно понимать как рассказ, намекающий на вполне конкретные исторические обстоятельства. Виноградник — это Израиль, который был избран Богом для особой миссии. Именно через еврейский народ свет истинного богопочитания должен был распространиться по всей земле. Однако на протяжении своего существования Израиль противился Творцу. Его слуг-пророков убивали, а Его Единородного сына и наследника распяли. Слушатели Спасителя видят в причте именно этот исторический смысл. Он им очевиден.
В христианской традиции эта причта получает ещё одно прочтение. Виноградник — сам человек. Господь дал нам тело и душу, о которых мы должны заботиться с памятью о Боге, чтобы вернуть их в своё время Хозяину нашей жизни. Это наша миссия и предназначение. Однако мы периодически о ней забываем. Порой, всё, что волнует человека, — как бы не потерять своё и как бы получить ещё больше, чем он имеет. Мысль о служении другим и Творцу становится для нас странной и чуждой. Мы зациклены на себе, во всём ищем свою выгоду. А потому не принимаем посланцев от Бога, противимся Ему Самому. Другими словами, мы перестаём ощущать Его присутствие в нашей жизни. В результате она становится невыносимо тяжёлой. Как возникают подобные толкования? Ведь в самом тексте притчи прямо об этом не говорится.
Вся жизнь христианских толкователей была посвящена исполнению Евангелия. Иначе говоря, отцы-толкователи тщательно ухаживали за виноградником своей души и всегда помнили о Его настоящем Хозяине. Они непрестанно думали о том, как устроить свой быт, согласно заповедям Христа. Размышляли о том, что им мешает на этом пути. Вглядывались в себя. Молились Творцу, чтобы открыл им это. Делились своим размышлениями и опытом с теми, кто также идёт по этому пути духовного совершенствования. Всё, с чем они соприкасались, побуждало их размышлять о Боге и его отношениях с человеком. Они, подобно учёным, тщательно изучали механизмы и технологию этих отношений. Причём постоянно, на любом материале и в любой ситуации. Тем более, это происходило, когда они брали в руки Священное Писание. Они видели в нём не только прямые смыслы, но и те, которые их волновали. А потому подобные интерпретации не искусственны. Это плоды духовной борьбы христианских аскетов.
Подобное умонастроение должно стать нормой жизни для любого христианина. Всё, что с нами происходит в течение дня, и всё, что нас окружает, не следует воспринимать как изолированные объекты. Любого человека, предмет или обстоятельство необходимо учиться связывать с мыслью о Боге. То есть спрашивать Творца: а зачем мне эта ситуация сейчас? А как я должен вести себя с этим человеком? А как лучше применить эту вещь? Как я должен поступить со всем этим согласно Твоей воле? Это и есть непрестанное памятование о Боге. Такое памятование есть разновидность молитвы. Если будем воспитывать в себе этот навык, мир вокруг будет наполняться высоким, непреходящим смыслом. А мы в любой момент своей жизни будем готовы встретить не только тех вестников, которых нам посылает Господь, но и Его Самого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов