
Когда у нас родилась дочка, одной из важнейших задач стало её воспитание в православной вере. Мы — верующая семья, вместе с мужем поем на клиросе. И нам так хотелось привить дочке любовь к Богу в самом раннем возрасте, как это было у каждого из нас.
Моим духовным воспитанием занималась бабушка. Читала мне детскую Библию, рассказывала истории из житий святых, но главное — она своим примером показывала, как хорошо жить с Богом! Постоянно молилась, за всё благодарила Господа. Эту искреннюю любовь я впитала с самого детства и стараюсь нести через всю жизнь.
Муж пришел к вере тоже в детстве. Двоюродный брат подарил ему брошюру, где было написано о Боге. И эти слова так сильно проникли в душу ребёнка, что в невоцерковлённой семье внезапно появился мальчик, который начал верить в Бога. Позднее, учась в музыкальном колледже, мой будущий супруг начал петь на клиросе, и поёт до сих пор, уже больше 15-ти лет.
Наше духовное воспитание было таким разным, но мы оба веруем с детства, поэтому стали искать пути, как же рассказать о Боге дочери?
Конечно, она так же, как я видела бабушку за молитвой, видит нас с мужем молящимися. Это происходит естественно. Вера в Бога — неотъемлемая часть нашей жизни. Разумеется, мы рассказываем ей о Господе, водим в храм.
Обычно, когда дочь приходит в церковь, первым делом идет рассматривать иконы. И мы с мужем объясняем, что на них изображено и почему. Одним из первых, запомнившихся дочке образов, стал святой Георгий Победоносец. Было интересно рассматривать и мужчину с копьем, и коня, и дракона. Девочка могла очень долго разглядывать эту икону и перечислять всех, кто на ней изображён, но потом ее внимание привлёк другой образ.
«Мама и малыш!» — именно эти слова произнесла дочь, глядя на икону пресвятой Богородицы. «Да, дорогая — ответила я. Это — Богородица. Она — мама Бога. Представляешь, у Бога тоже есть мама, как и у тебя! Самая добрая, самая любящая. Всегда-всегда ждёт тебя в храме. И очень расстроится, если ты к ней не придёшь».
Простое объяснение так понравилось дочке, что теперь, проходя или проезжая мимо храма, она всегда говорит: «А там — Богородица! Надо прийти! Она нас очень ждёт!»
Вот так в ее сердечко Господь Сам заронил первое семя веры, любви ко Христу, к пресвятой Богородице. Мы понимаем, что впереди у дочери — путь всей жизни, чтобы строить отношения с Господом. И мы, родители, будем рядом. Будем молиться, чтобы вера дочки крепла. Ну а пока мы каждое воскресенье с радостью собираемся в Храм, все трое. Ведь нас там ждут!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер