Анны Вырубова, фрейлина и близкий друг семьи последнего русского императора, вспоминала эпизод, свидетельницей которого она однажды стала. Государь с государыней увлечённо играли на свежем воздухе в теннис. Вырубова наблюдала за игрой. Вдруг Николай Второй увидел, что к ним приближается его мать — вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Лицо государя просияло радостью. Он тут же передал ракетку фрейлине со словами «Теперь играйте вы, мама идёт!» И поспешил тепло поприветствовать мать. Это и множество других свидетельств о последнем русском царе и его отношениях с матерью, описывает в своей книге «Мать и сын. Императрица Мария Фёдоровна и император Николай II» историк Юлия Кудрина.
С одной стороны, книга представляет собой подробное документальное исследование. Автор приводит большое количество цитат — из писем, дневников, мемуаров. Однако именно это и делает повествование, насыщенным, увлекательным, раскрывающим Николая Второго с необычной, малоизвестной и личной стороны. Отношения государя и его матери историк Юлия Кудрина разворачивает перед читателями на фоне эпохи и её главных событий. Начинается повествование с момента коронации Николая в Успенском кремлёвском соборе в 1896 году. Мы сможем увидеть один из эпизодов этого торжественного события глазами очевидца — графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Граф описывает самый, по его мнению, трогательный момент церемонии — когда после причастия, уже в короне и императорской мантии, смиренно склонив голову, царь подошёл к матери, императрице Марии Фёдоровне. Шереметев писал: «И вот они встретились и посмотрели друг другу в глаза; продолжителен был этот взгляд; в нём сказалась сыновья любовь и умиление просветлённой души».
Мария Фёдоровна переживала за сына, на плечи которого ложилась колоссальная ответственность — править Российской Империей. В письме к родному брату Николая, великому князю Георгию Александровичу, императрица-мать делилась душевным волнением: «Да поможет ему Господь Бог, и даст силу и твёрдость продолжать дело во славу нашей дорогой России и великого народа русского. Это моя ежедневная молитва».
Огромную поддержку императрица-мать оказала Николаю Второму во время Первой Мировой войны. В могилёвскую Ставку — место пребывания Верховного главнокомандующего — она едва ли не каждый день отправляла сыну ободряющие письма. Некоторые из них читатели найдут на страницах книги. Например, письмо от 13 сентября 1916 года, в котором Мария Фёдоровна пишет: «Мои мысли всегда с тобой, и живу душой с нашими доблестными войсками. Храни тебя Господь. Твоя старая Мама». Юлия Кудрина делится в книге поистине уникальным документальным материалом — живыми свидетельствами о последней встрече императрицы-матери с сыном. 16 марта 1917 года Мария Фёдоровна приехала в Могилёв. Сохранились её дневниковые записи об этих днях. «В 12 часов прибыли в Ставку. Дорогой Ники встретил меня на станции. Бедняга открыл мне своё кровоточащее сердце, оба плакали».
Рассказывает Юлия Кудрина и о чувствах Марии Фёдоровны, которые она испытывала на фоне противоречивых слухов о судьбе Николая и его семьи после отречения от престола и Октябрьской революции. До самого конца императрица-мать так и не узнала всей правды, и верила, что её сын жив. Читая книгу, мы разделим радостные и печальные переживания матери и сына — императрицы Марии Фёдоровны и императора Николая Второго. И ощутим царившую между ними искреннюю и глубокую любовь.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Людмила Ильюнина. «Оптина Пустынь — обитель вдохновения»
- Михаил Сизов. «Белые платочки»
- Патриарх Сергий (Страгородский). «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение