Жизнь каждого человека развивается примерно по одному сценарию: родился, крестился… ну, дальше сами знаете. Мне скоро тридцать. И, как многие в этом возрасте, я невольно задумалась о предварительных итогах своей жизни: чего мне удалось к этому моменту достичь, что у меня в планах на будущее, а что осталось далеко в прошлом и не состоится никогда. Перед своим днём рождения, я стала анализировать пройденные мною этапы жизненного пути и, проектируя настоящее, пришла к интересному, на мой взгляд, сравнению. Жизнь похожа на геометрическую фигуру. На конус. Объёмную фигуру в пространстве, с острой макушкой.
Момент рождения в земной мир – это фундамент. С него начинается отсчёт земного времени. Далее – на фундамент наслаиваются пласты жизненного опыта, которые постепенно сужаются в диаметре, плавно заостряя форму этой условной жизненной фигуры.
Но Вы можете спросить меня, почему сужаются? Ведь, по логике, с годами к человеку приходят новые знания, возможности… Расширяться же должны? Я приведу один пример. Вот у моего супруга была бабушка. Башкирка. Ей было семьдесят или около того, когда её муж умер. Когда она осталась одна, за ней стали ухаживать дети. Все православные, в храм ходят. А она сама – ну, ни в какую. Мусульманка я, говорит, и всё тут. Когда я с ней познакомилась, она уже старенькая была. На моих глазах угасали её телесные силы. Но и на моих же глазах происходило ещё кое-что. Мусульманка. Башкирка. С характерным разрезом глаз. Стала почитывать книжки православных писателей. Мусульманка. Башкирка. С характерным разрезом глаз. Стала ходить вместе с нами к храму в родительские субботы... А потом, когда её уже измучил возрастной диабет и постоянные приступы давления, эта мусульманка, башкирка с характерным разрезом глаз сказала: «Хочу креститься». Мы только ахнули! А она: «Хочу, – говорит, – там, у Бога, вместе с Яшенькой, с мужем своим, быть. Стосковалась без него». И крестилась. А через год умерла. И молимся мы теперь за рабу Божью Римму и Раба Божьего Якова… И то есть, я о чём хочу сказать. Человек рождается с основанием – с телом. Самое здоровое тело у него – в момент рождения. А потом с каждым днём нападают на это тело разные недуги и как бы оплавляют его. Кого-то быстрее, кого-то медленнее. А внутренний стержень в это время, наоборот, растёт. То есть человек теряет год за годом своё тело – внешнее здоровье, но растёт внутренним стержнем, устремляясь к конечной точке. Такой вот конус.
Я, мне кажется, сейчас нахожусь на пласте усечённого конуса, с уже достаточно плотной основой. Её можно увидеть невооружённым глазом, вспомнить, почувствовать… но самое главное: уже можно дать предварительную оценку не только крепости фундамента моего конуса, но и понять, в какую сторону он устремлён.
Господь поместил каждого из нас в пространство мира с единой системой координат. Помните, из курса математики? Оси X, Y и Z следуют в разных направлениях от нулевой точки и дают построениям положительные координаты, отрицательные или и те, и другие. Возвращаясь к сравнению жизни с конусом, я думаю, что к тридцати годам впервые, оглядываясь на последовательные пласты своей жизненной фигуры, человек способен честно признаться себе, какие из этих координат он сам себе присвоил в пространстве времени. Но, также он может отмахнуться от них, сказать: «Что за вздор!». Обмануть самого себя и не заметить посланного Богом шанса сместить основу своего жизненного конуса и изменить направление его будущей вершины. Устремить его из минуса – в плюс, наращивая положительные показатели собственной жизни. Или – наоборот… Уронить в отрицательную часть осей Декарта, рискуя больше не получить возможности вернуть своему конусу положительные координаты.
Бог дал нам свободную волю и возможность строить свой конус из того материала, который мы сами себе выбираем. Но также – Он не дал нам права знать, когда этот материал закончатся, и в руках останется лишь макушка конуса. Которая уже ничего не сможет изменить. Но именно она будет отчётом нашей «строительной» работы: по координатам нашей фигуры, её длине, ширине и направлению.
И в этой, итоговой, точке начнётся построение…ещё одного конуса. Но он уже будет не сужать свои пласты, а, наоборот: будет расширять их, охватывая всё больше и больше пространства, созданного нами в земной жизни. И делать он это будет бесконечно. И без графика. Потому что изменить минус на плюс… будет уже нельзя.
А пока мы ещё здесь, на земле… А это значит, у нас есть шанс пойти по вектору в системе координат, который поведёт нас – к плюс бесконечности.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











