
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра наша Церковь будет праздновать Рождество Христово, мы шли к этому празднику с конца осени, с той поры, когда начался Рождественский пост. По мере приближения к Рождеству Христову Церковь всё больше концентрирует наше внимание на Грядущем в мир Спасителе. Среди прочего, Церковь вспоминает всех тех людей, вера которых позволила Богу стать Человеком. Об этих людях и об их вере повествует 11-й глава Послания святого апостола Павла к Евреям. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Если смотреть на Священное Писание критическим взглядом, обладая при этом необходимыми историческими знаниями, то можно с лёгкостью описать все те удивительные события, основанием которых Писание видит веру, как события, не выходящие за рамки обычной человеческой жизни. Впрочем, тайна веры в этом и заключается: она себя не навязывает, а потому её невозможно подвергнуть верификации, и то, что христиане воспринимают верой, светский мир пытается постигать с использованием совсем иных инструментов, в перечне которых нет и намёка на веру. Но мы не станем сейчас пускаться в размышления о различиях двух этих путей познания, мы поговорим о том, о чём нас призвал поразмышлять только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: о торжестве веры.
Сегодня мы вспоминаем тех людей, которых Церковь в своём богослужении именует «святыми отцами», в данном случае такое наименование означает, что эти библейские герои сумели пронести веру через все испытания, они не соблазнились какими-то иными путями, и, более того, их вера стала примером для всех последующих поколений людей, и в этом смысле они отцы для всех верующих. Любой зрелый христианин прекрасно понимает, что вера — очень нестабильна, и все мы непрестанно колеблемся между верой и неверием. Особенно же сильно наши колебания бывают заметны в периоды испытаний, здесь можно вспомнить известные размышления о том, что очень легко быть верующим в радости, и почти невозможно в горе, и как мы помним из Евангелия, даже Господь наш Иисус Христос ощущал богооставленность в самые трагические минуты Своей земной жизни.
Так или иначе, но с подобным «молчанием Бога» сталкивается любой христианин. Что нам может помочь? Конечно же, в первую очередь это примеры Священного Писания, они дают нам понимание того, что переживаемая нами богооставленность — закономерна и естественна, она не будет длиться вечно, ну а святые библейские герои, упомянутые в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, могут нам помочь пережить тяжёлый период не только указанием на собственный пример, но и молитвенным о нас предстательством перед Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.12.2025)
Псалом 67. Богослужебные чтения
Все мы являемся наследниками победы. Так выглядит один из основных постулатов христианского вероучения. Все люди (хотят они того или нет) стали обладателями удивительного дара жизни, добытого нам Христом, победителем смерти. Об этом даре мечтали ветхозаветные праведники. В частности, царь и пророк Давид, написавший знаменитые псалмы — гимны, прославляющие Бога. И в псалме 67-м, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, Давид как раз рассуждает о Божьей победе. Давайте мы его послушаем.
Псалом 67.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27«в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострёт руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он даёт гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоём. Бог Израилев — Он даёт силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Услышанный нами псалом был написан царём и пророком Давидом после победы над более сильным неприятелем. И правитель радуется от всей души этой победе. Не потому, что ему приятно видеть, как разбегаются неприятели. А потому, что народ, который был поручен Богом Давиду в управление, оказался спасён. И царь ликует, что оправдал доверие, оказанное ему Господом.
Но не только в сугубо историческом контексте нужно читать псалом 67-й. Этот текст имеет ещё и пророческое значение. Дело в том, что первые строки псалма ежегодно звучат в православных храмах во время пасхальных богослужений. Вот слова, которые духовенство поёт вместе с народом в начале каждой службы так называемой Светлой седмицы — недели от Пасхи до следующего воскресенья: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его... Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся...».
Перед нами настоящий гимн победы — но не военной, а значительно более значимой, глубокой. Речь о торжестве Бога, дающего победу жизни над смертью, над безысходностью и тьмой. И мы, православные христиане, торжествуем от понимания, что благодаря Христу и Его щедрости стали обладателями удивительного дара вечного и радостного бытия от Бога. И не нужно нам больше ничего и никого страшиться. Потому что Господь уже победил.
Об этом пророчески пишет царь Давид: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Христом действительно сокрушено царство закосневшего во тьме дьявола.
Есть в прозвучавшем псалме ещё одно пророчество. Оно касается Церкви. Царь Давид пишет, что гора Божия привлечёт к себе многие народы. Некоторые из них были древнему Израилю враждебны, но покаялись и приняли веру в Бога истинного. Так пророк предвещает создание на земле Церкви Христовой, внутри которой должны быть преодолены национальная и культурная рознь, призваны найти истинное единство многие люди. И это уже, пусть отчасти, но произошло. И от этого обстоятельства также ликует душа. Ведь и здесь свет побеждает тьму. И он уже никогда не погаснет, согревая и освещая каждого, кто готов быть частью народа Божия.











