2 Тим., 294 зач., II, 20-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда мы читаем жизнеописания святых, нам может показаться, что они стали такими из-за каких-то исключительных условий своей жизни. Что у них были особенные родители, братья и сёстры, те или иные обстоятельства, которые помогли им стать святыми. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из II-й главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
При общении с прихожанами нередко приходится слышать сетования на обстоятельства, которые помешали человеку прийти к Богу вовремя. «Вовремя — это когда»? — спросит кто-нибудь. И ответ будет очень простым: вовремя — это до того, как он совершит массу грехов, которые потом будут его тяготить. Обстоятельства жизни могут быть разными: семья, в которой религию воспринимали как байки для пожилых или способ обобрать суеверное население... Столкновение с преступниками, которые использовали религиозные атрибуты и действительно пытались обмануть, или грубость, с которой столкнулся, впервые придя в храм. И всякий раз у человека встаёт вопрос о справедливости того, как всё устроено, ведь у одного было больше шансов вырасти верующим и церковным, а у другого их как будто бы практически не было.
Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею, который мы сегодня услышали, на первый взгляд говорит о чём-то подобном, ведь апостол сравнивает людей с разными сосудами, которые есть в доме и напоминает, что они могут предназначаться для разных нужд, как высоких, так и низких. Кажется, ну вот и здесь то же самое, ведь сосуды не виноваты в том, как их используют. Однако, говоря о сосудах, в том числе и тех, которые используются для чего-то, так скажем, неблагородного, апостол продолжает: «кто будет чист от этого, тот будет сосудом в чести, освящённым, годным на всякое доброе дело». То есть характер использования сосуда — это не приговор, потому что от всего низкого и неблагородного можно быть чистым! И главный вопрос: как возможно очиститься? Апостол даёт ответ здесь же, но не прямо, а через наставление Тимофею. Первое, что он советует ему: избегать юношеских похотей и вместо этого держаться правды, любви и мира со всеми верующими. Впрочем, и с неверующими мы должны быть в мире, уклоняясь от глупых и ненужных споров, потому что они лишь множат ссоры.
Образ сосудов, который избрал апостол, очень удачен, потому что мы действительно, как сосуды, наполняемся содержимым, наполняем своё сознание, свою психику, свою душу. И очевидно, мы можем выбирать, чем себя наполнить. Для Бога оказывается совершенно неважно, каким сосудом ты мог быть изначально, важно, каким ты стал сейчас. Человек может наполниться развратом и распрями и вместо пользы приносить вред, но может стать духовно чистым и служить Богу теми дарами, которые у него есть. При этом главный дар — любовь, ведь им могут служить все и всем. Поэтому Павел наставляет Тимофея, а вместе с ним и всех нас, думать не столько о том, чем мы наполнены изначально, но о том, чем можем наполнить себя сейчас в стремлении к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







