Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 18-27
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Людей нередко смущает евангельский максимализм. Иногда из-за этого они даже не идут в храм, ведь знают, что не смогут исполнить того, чего ждёт от них Бог. Но правилен ли такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Человек, который подошёл ко Христу был не просто религиозным. Мало чего можно искать в религиозной жизни? Богатства, здоровья, успеха... А он искал жизни вечной. Это уже очень много и далеко не каждый приходит к Богу с таким высоким запросом. Впрочем, этот запрос был явно связан с некоторой претензией на исключительность, потому что для любого иудея и так было понятно, чтобы войти в царство Мессии, надо соблюдать закон Моисеев. Собственно, потому, услышав этот вопрос, Христос ставит планку так высоко. Он будто бы говорит: если обычный путь закона для тебя не подходит, значит ты готов дерзновенно начать новую жизнь: оставь всё и иди за Мной. И вот тут-то оказывается, что подлинного доверия ко Христу в этом человеке не было. Он называл Его благим, но не готов был вверить себя в Его руки. Не потому ли Спаситель заранее спрашивает его: почему называешь меня благим? Готов ли ты воспринять мой совет как заповедь Божию. Юноша оказался не готов.
Однако ответ Христа заинтересовал апостолов. Они-то за Ним уже пошли, но ставил ли Он перед ними такие условия? Поучиться какое-то время они готовы, но у них были дома, лодки, налаженная жизнь. Они пошли за Ним, но на сколько? И действительно ли можно быть учеником только на таких условиях. Чтобы понять их состояние, нам стоит представить, что и сегодня всем нам, ходящим в храмы, говорилось бы... «У вас есть имущество? Да? Тогда вы пока не ученики Христа. Раздайте всё нищим и приходите». Сегодня мы бы спросили того, кто нам так сказал: а у вас самого разве нет имущества? И этот вопрос был бы вполне правомерен, ведь у всех есть имущество и лишь некоторые анахореты или юродивые отказывались от имущества полностью. Но перед апостолами стоял Христос и они не могли задать Ему встречного вопроса, ведь знали, что у Него ничего нет и Ему негде голову преклонить. Поэтому они спрашивают: кто же может спастись? Они не были богатыми и даже пошли за Христом, но они понимают, что внутренне стремятся к тому же, к чему стремился юноша. И даже если они не являются богачами, блага этого мира находятся в центре их жизни. И не только их, но и всех людей вообще, потому что в момент грехопадения человек подчинил себя материальному миру вместо того, чтобы подчинить себя Богу.
Почему же ученики остались с Учителем? Почему все мы, приходящие в храмы, обладаем имуществом и дерзаем называть себя Его учениками? Потому что расслышали ответ Христа: невозможное для человека, возможно Богу.
Юноша думал, что может достичь жизни вечной своими усилиями, просто получив ценный совет мудрого и благого Учителя. Но Спаситель показывает ему, что никаких усилий для этого не хватит. Нужно постараться хотя бы внутренне, в своём сердце не опираться на имущество, не зависеть от него полностью, иметь свободу делиться им с нуждающимися и надеяться на Бога, Который примет наши усилия и сделает всё для нашего спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов