
Илья Муромский
Около года назад я пытался найти себе дополнительную работу. Хотел полностью посвятить себя карьере журналиста. Я заходил на всевозможные сайты с вакансиями, спрашивал у знакомых, рассылал своё резюме, но безрезультатно. В какой-то момент даже отчаялся, как вдруг мне поступило предложение от одной компании. У них была открыта вакансия по обучению программ с искусственным интеллектом.
Я внимательно изучил свои задачи и обязанности. Прошёл собеседование. Мне сказали, что я подхожу. На следующей встрече, через неделю обещали подписать со мной договор. А пока — оставаться на связи с их менеджером.
Почти в это же время мне написал настоятель храма, в который я хожу — сообщил, что он сформировал гуманитарную группу для оказания помощи мирным жителям, находящимся в зоне боевых действий, и что я в неё включён. Я очень обрадовался. Но остановился на мысли: «А как же работа? А если меня не отпустят?» Написал этот вопрос менеджеру компании. Она прочитала моё сообщение и сказала, что перешлёт его директору. Я смутился. А не будет ли это слишком грубо с моей стороны? Я ещё не успел устроиться, а уже куда-то уезжаю. Лучше спрошу об этом лично через неделю — решил я и попросил менеджера не пересылать мой вопрос руководству.
По прошествии недели я стал ждать сообщения от работодателя о том, когда и как приступать к работе. Но никаких сообщений от этой компании не приходило. На третий день томительного ожидания я решил снова написать менеджеру. Она почти сразу ответила — сказала, что все вакансии заняты.
Было такое чувство, словно кто-то со всей силы ударил меня по голове. Я стоял посередине комнаты и не хотел в это верить. Позвонил крёстному и почти со слезами рассказал об этой ситуации. А тот спокойным и добрым голосом произнёс: «Во всём надейся на Бога. Он всё устроит. Ты говорил, что тебя включили в гуманитарную группу. Вот и поезжай. Это будет намного полезнее для тебя и для твоей души». Я смирился и поехал.
После того разговора прошло больше года. Я стал полноправным участником нашей духовной миссии. Вместе с настоятелем мы проехали десятки тысяч километров и помогли огромному количеству людей. Почти везде, где передавали помощь, наш настоятель служил молебен, а я читал свои стихи и пел песни. Уже после самой первой поездки пришло осознание, что действительно всё было не зря.
«Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет» — говорил Амвросий Оптинский. Нам нужно только принимать то, что посылает Господь. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — говорит Иисус Христос.
Я отказался от карьеры ради духовной миссии. Вместо простого рутинного зарабатывания денег начал тратить больше сил на помощь другим людям и работу на православном радио. Господь мне даёт достаточно средств для жизни и служения Родине. А помощь нуждающимся, поддержка своих ближних — это ли не главная цель и ключ ко спасению своей души. Как же порой легко можно упустить этот шанс, отвернувшись от воли Всевышнего ради своих временных желаний.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема