Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь празднует память одного из самых известных святых, человека, оказавшего громадное влияние на все сферы церковной жизни и христианского учения, в том числе и на то, как мы понимаем Священное Писание. В историю и святцы этот человек вошёл как святитель Иоанн Златоуст. В день его памяти в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте послушаем его.
Только что мы услышали слова Христа о Нём Самом, здесь Господь назвал Себя одновременно и дверью, и пастырем добрым, то есть тем, кто вводит в Царство Небесное, и тем, через Кого проходит путь, ведущий к вечному блаженству. Здесь же мы услышали и о свойствах истинного Пастыря: Он пришёл дать пасомым жизнь, Он готов умереть за свою паству, Он не боится никаких врагов и готов встать на защиту Своего стада, но самое важное состоит в том, что Он знает Бога-Отца, и Бог-Отец знает Его.
Очевидно, что в полной мере эти слова могут быть применимы лишь ко Христу, ну а к человеку — даже самому совершенному — они относятся ровно в той степени, в которой человек способен подражать Спасителю. Церковь свидетельствует самим фактом выбора именно этого отрывка в день памяти святителя Иоанна Златоуста, что он в близкой к максимально возможной для человека степени сумел уподобиться Спасителю.
Действительно, если мы хотя бы мельком взглянем на жизнеописание святителя Иоанна, то мы увидим, что он обладал всеми признаками истинного пастыря. К нему можно применить слова только что прозвучавшего евангельского отрывка лишь с одной оговоркой: конечно, никакой человек не может быть дверью, ведущей в Царство Небесное, не может он быть и равным Христу пастырем, человеческий максимум — указывать на Христа и свидетельствовать о Нём. Именно это и делал в течение своей жизни святитель Иоанн. Он делал это бесстрашно и не взирая на лица, он не стал мучеником в прямом смысле этого слова, но его жизнь была преисполнена непонимания со стороны погрязшего в пороках мира и гонений со стороны нежелающих жить по слову Христову людей.
Современники зачастую не желали слышать слово святителя Иоанна. Христа, как мы знаем, тоже слушать готовы были далеко не все израильтяне, а потому Господь и сказал, что у Него есть «другие овцы, которые не сего двора». Это те люди, которые, не имея никакой связи с Израилем, слушают голос Христов через Евангелие и Церковь, откликаются на Его голос и стремятся жить так, как учит Господь. Подобное можно сказать и про святителя Иоанна: у него тоже есть те пасомые, которые не имеют никакого отношения к Византии времён жизни святителя Иоанна, и число таких людей приближается к общему числу христиан, ведь само христианство в известном нам виде несёт в себе отпечаток духовных и интеллектуальных дарований святителя Иоанна, отданных им на служение Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов