Эх, времена нынче трудные, суетные, непростые… Живое олицетворение этих трудностей – многочисленные одинокие женщины, молодые и не очень, приходящие в храм к священнику с одной и той же проблемой: «Подскажите, батюшка, как быть – не могу найти мужа. Годы идут, очень хочется, чтоб была семья, дети, уют, очень устала от одиночества – а подходящего человека, чтоб годился в мужья, найти не могу…».
Конечно, проблема серьезная, как не посочувствовать одинокой женщине. Ведь как успешно ни складывалась бы ее карьера, учеба или творчество, а коли нет семьи, нет любви и супружеских отношений - то и счастья в жизни как-то не видно… Я говорю здесь не о всех вообще, а только о тех женщинах, которые хотят устроить свою жизнь не абы как, а именно по-Божьи, потому и идут в храм советоваться со священником, и с которыми мне довелось общаться лично.
И вот что я заметил общее во всех случаях этих бесед: наш разговор так и стремится сразу свернуть на накатанные рельсы, а именно – моя собеседница начинает увлеченно излагать, каким именно она хотела бы видеть своего избранника. И такие качества в нем должны быть, и такие, как в старой песенке: «Чтоб не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл»… В большинстве своем собеседницы мне попадались достаточно умные, не мечтали прямо-таки по-детски о «принце на белом коне», - но что-то в самом их подходе к проблеме мне все же казалось сомнительным, я чувствовал, что рельсы, по которым катит наша беседа, уводят куда-то не туда.
И наконец понял, что именно меня смущает: потребительский подход. Перечисление качеств желаемого мужа, похожее на перечисление требований к качеству товара, который выбираешь в магазине… Подход этот – совершенно нехристианский. Ведь и Сам Христос, придя в мир, смотрит на человека не как на функцию, а как на личность, как на дитя Божие, таинственное в своей неповторимости… Как на функцию, на человека смотрели обличаемые Христом книжники и фарисеи – кто читал Евангелие, знает, кто это такие. Они судили просто: если исполняет все заповеди ветхозаветные, имеет набор добродетелей – значит, достоин милости Божьей. А если весь в грехах - значит, недостоин и по земле ходить… Христианство же утверждает: милость и любовь Божия распространяется на всех, и в очах Божьих каждый человек ценен и неповторим, даже самый последний грешник. И Бог Сам стал человеком, чтобы пойти на крест ради даже самого последнего грешника и его спасения. Говоря современным языком, у Бога к человеку – подход не потребительский, а личностный, Он смотрит на нас глазами любви.
«Так как же быть, батюшка?» - на этот вопрос одинокой женщины я бы ответил так: «Одиночеству противостоит – любовь. Вам бы надо просить у Бога не столько мужа с такими и сякими положительными качествами, а – таинственного и животворящего чуда любви, чтобы оно пришло вот в эту вашу конкретную жизнь, чтоб оно стряслось с вами… И что не менее важно – просить: «Господи, дай Ты мне, когда это чудо придет, узнать его, принять, не отвергнуть его, не проморгать. Ведь, может быть, Ты не раз посылал мне человека, которого я могла бы полюбить – а я не замечала, потому что не подходил он под мои критерии и требования!... Иными словами, помоги мне, прежде чем просить о любви, научиться любить самой».
«Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира БазУрина и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Общемосковский крестный ход;
— Интервью и дискуссии как способ поделиться духовным опытом;
— Роль прихожан в жизни храмов и церковных общин;
— Нейросети как новый вызов образованию.
Все выпуски программы Журнал
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.