Эх, времена нынче трудные, суетные, непростые… Живое олицетворение этих трудностей – многочисленные одинокие женщины, молодые и не очень, приходящие в храм к священнику с одной и той же проблемой: «Подскажите, батюшка, как быть – не могу найти мужа. Годы идут, очень хочется, чтоб была семья, дети, уют, очень устала от одиночества – а подходящего человека, чтоб годился в мужья, найти не могу…».
Конечно, проблема серьезная, как не посочувствовать одинокой женщине. Ведь как успешно ни складывалась бы ее карьера, учеба или творчество, а коли нет семьи, нет любви и супружеских отношений - то и счастья в жизни как-то не видно… Я говорю здесь не о всех вообще, а только о тех женщинах, которые хотят устроить свою жизнь не абы как, а именно по-Божьи, потому и идут в храм советоваться со священником, и с которыми мне довелось общаться лично.
И вот что я заметил общее во всех случаях этих бесед: наш разговор так и стремится сразу свернуть на накатанные рельсы, а именно – моя собеседница начинает увлеченно излагать, каким именно она хотела бы видеть своего избранника. И такие качества в нем должны быть, и такие, как в старой песенке: «Чтоб не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл»… В большинстве своем собеседницы мне попадались достаточно умные, не мечтали прямо-таки по-детски о «принце на белом коне», - но что-то в самом их подходе к проблеме мне все же казалось сомнительным, я чувствовал, что рельсы, по которым катит наша беседа, уводят куда-то не туда.
И наконец понял, что именно меня смущает: потребительский подход. Перечисление качеств желаемого мужа, похожее на перечисление требований к качеству товара, который выбираешь в магазине… Подход этот – совершенно нехристианский. Ведь и Сам Христос, придя в мир, смотрит на человека не как на функцию, а как на личность, как на дитя Божие, таинственное в своей неповторимости… Как на функцию, на человека смотрели обличаемые Христом книжники и фарисеи – кто читал Евангелие, знает, кто это такие. Они судили просто: если исполняет все заповеди ветхозаветные, имеет набор добродетелей – значит, достоин милости Божьей. А если весь в грехах - значит, недостоин и по земле ходить… Христианство же утверждает: милость и любовь Божия распространяется на всех, и в очах Божьих каждый человек ценен и неповторим, даже самый последний грешник. И Бог Сам стал человеком, чтобы пойти на крест ради даже самого последнего грешника и его спасения. Говоря современным языком, у Бога к человеку – подход не потребительский, а личностный, Он смотрит на нас глазами любви.
«Так как же быть, батюшка?» - на этот вопрос одинокой женщины я бы ответил так: «Одиночеству противостоит – любовь. Вам бы надо просить у Бога не столько мужа с такими и сякими положительными качествами, а – таинственного и животворящего чуда любви, чтобы оно пришло вот в эту вашу конкретную жизнь, чтоб оно стряслось с вами… И что не менее важно – просить: «Господи, дай Ты мне, когда это чудо придет, узнать его, принять, не отвергнуть его, не проморгать. Ведь, может быть, Ты не раз посылал мне человека, которого я могла бы полюбить – а я не замечала, потому что не подходил он под мои критерии и требования!... Иными словами, помоги мне, прежде чем просить о любви, научиться любить самой».
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







