
Апостол Павел. Мозаика
Флп., 248 зач., IV, 10-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям нередко кажется, что вся причина их несчастий в том, что они не имеют достаточных ресурсов. Все хотят быть счастливыми и самодостаточными, но кому-то не хватает денег, кому-то власти, кому-то здоровья, кому-то дружеского общения. Каждому чего-то своего. И так или иначе мы находим возможность объяснить себе и другим, почему у нас не всё так гладко, как хотелось бы... Но насколько такой подход совместим с христианством? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Когда дети слышат сказку о рыбаке и рыбке или о джине из лампы Алладина, они часто удивляются, что в качестве одного из трёх желаний никто не загадывает снятие количественного ограничения. Ребёнок думает, что, если бы был кто-нибудь, кто исполнял бы все его желания, он был бы совершенно счастлив. Кажется, это детский, незрелый подход, что тут скажешь... Но разве мы, взрослые люди зачастую не рассуждаем именно так? Разве не думаем, что, если бы нас ничего не ограничивало в исполнении наших желаний, мы были бы счастливы?
Апостол Павел, текст которого мы сейчас услышали, рассуждал совсем иначе. Он не ребёнок и его подход нельзя назвать наивным, но и на скучного взрослого, объясняющего свою ограниченность, он не похож. Он — верующий. То есть, с одной стороны, он призван трезво оценивать свои силы, но, с другой стороны, источником этих сил является не он сам, но Господь.
Как апостол и миссионер Павел бывал в разных ситуациях. Где-то его встречали хорошо, где-то ему настолько не хотелось зависеть от местной общины, что он предпочитал работать сам или принимать помощь от других. Благодаря разному опыту он научился переносить многое: и скудость, и изобилие... Но главный навык, который он приобрёл, — жить с ощущением постоянного укрепляющего присутствия Христова. «Всё могу, — говорит он, — в укрепляющем меня Господе»! Это не детская вера в сказку, не скептическое сведение всего происходящего к своим возможностям. Это уверенность в том, что какими бы ни были ресурсы, Господь поможет всё преодолеть и остаться Его учеником.
Хотя Церковь была только в начале пути, по опыту ветхозаветных праведников апостол знал, что верующих могут преследовать, что некоторые скитались по пустыням и ущельям, некоторые погибали от голода или жестокости мучителей. И, конечно, говоря о помощи Христовой, Павел совсем не имел в виду, что жизнь христиан оказывается безоблачной. Другое дело, что благодаря поддерживающему и укрепляющему присутствию Спасителя, ученики могут всё преодолеть и на Его верность ответить своей верностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 99. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Появление радости непросто предсказать, радость непросто обрести и ещё сложнее её удержать. Даже то, что нас чрезвычайно радовало в момент обретения, со временем становится обыденным и привычным, что приводит к утрате радости. Так дело обстоит абсолютно с чем угодно: с новой должностью, с новым навыком, с новым знанием, с новым домом или машиной, и духовная жизнь здесь не исключение, к ней человек тоже привыкает. Тем не менее Священное Писание не оставляет попыток призвать нас к радости и побудить веселиться. Делает это и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 99-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Услышанный нами только что псалом — это один из таких называемых хвалебных псалмов, он призывает хвалить и славить Бога. А ещё псалом призывает с веселием служить Богу. Но как быть, если веселья нет? Неужели надо возбуждать в себе нужную эмоцию искусственно? И стоит ли себя укорять, если прозвучавший сегодня псалом не находит в нас ровным счётом никакого отклика?
Ответ на эти вопросы кажется очевидным: нет, конечно же, мы не должны пытаться вызывать в себе радость искусственным путём, во-первых, это весьма глупо, а во-вторых, псалом, говоря о веселии, вовсе не подразумевает то эмоциональное переживание, которые мы привыкли понимать под этим словом.
Для того, чтобы понять, какую радость и какое веселие имеет в виду Давид, нам стоит обратить внимание на комментарий преподобного Исихия Иерусалимского, который он дал на услышанный нами сегодня псалом: «Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею». Иными словами, веселье, к которому призывает псалом, не имеет никакого отношения к радости приобретения чего бы то ни было, неважно, было это приобретение праведным или же нет. Преподобный Исихий продолжил свою мысль весьма радикальным образом: «Мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие».
Конечно, логика преподобного Исихия совершенно верная, ведь она основана на словах Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа, сказавшего всем христианам прекрасно известные слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).
Однако вряд ли можно предположить, что своим псалмом Давид призывал лишь к радости пострадавших за Имя Христово: Давид не слышал Христовы заповеди блаженств, да и духовная радость подаётся Богом не только тем, кто подвергается гонениям, она подаётся и тем, кто любит Бога, всем сердцем стремясь к Нему, такая радость — следствие прославления Бога, прославление же может иметь самые разные формы, Давид своим псалмом предлагает начать со славословия, и, как показывает практика, в большинстве случаев славословия бывает достаточно для того, чтобы ощутить то самое веселье и радость духовную, о которых мы услышали в прозвучавшем сегодня псалме.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Открывая для себя Священное Писание, верующие люди нередко поражаются разнице между Ветхим и Новым Заветом. Причём обычно больше всего их удивляет изменение тональности, в которой Бог говорит с людьми. Но только ли тональность оказывается важна или что-то по-настоящему меняется в отношениях Бога и человека? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Изучая древние цивилизации, исследователи неизменно находят среди артефактов следы религиозности людей, которые эти цивилизации создавали: жертвенники, гробницы, глиняные фигурки божеств или их изображения. Но задумаемся вот над чем: если бы археологи нашли останки Адама и Евы, смогли бы они понять что-нибудь об их религиозной жизни? Ответить на этот вопрос точно, конечно же, невозможно хотя бы потому, что из свидетельств Священного Писания мы не знаем во всей полноте, как именно была устроена их религиозная жизнь после изгнания их рая. У нас есть упоминание о жертвах, которые приносили их сыновья, но всё же из Писания ясно, что основная часть их религиозной жизни проходила в духовной сфере. В раю им был дан шанс сделать всю свою жизнь богослужением в том смысле, что вся она могла стать исполнением воли Божией, а значит и служением Ему. Однако выбрав иной путь, Адам и Ева решили распоряжаться жизнью по-своему, чем в одностороннем порядке разорвали свои отношения с Творцом, символом чего навсегда останется грех непослушания и попытка спрятаться от Него за деревьями рая. Чем же стали для них жертвы, пример которых нам являют Каин и Авель? Не захотев сделать всю свою жизнь жертвой Богу и отвернувшись от Него, они стали приносить Богу часть своих трудов как символ того, что до конца их отношения не уничтожены и они стремятся к их восстановлению, пусть пока и в малой мере.
Ветхий Завет стал важным этапом на пути этого восстановления, ведь согласившись стать народом Божиим и святым, евреи, вышедшие из Египта, фактически согласились пожертвовать Богу свою нравственную жизнь. Собратьям Моисея, привыкшим к египетской картине мира, к нравственным нормам хотя и просвещённых, но всё же язычников египтян, пришлось уйти и принять новые, необычные и незнакомые, местами довольно трудноисполнимые, но всё же совершенно необходимые правила жизни. В том числе и правила жизни богослужебной, которая описывается в книге Левит довольно подробно. Основной формой выражения этой жизни стали жертвоприношения в скинии, устройство которой как раз и описывается в сегодняшнем отрывке. Центром всего богослужения был Ковчег Завета, в котором хранились предметы, связанные с явлением силы Божией: манна в золотом сосуде, зацветший посох Аарона и скрижали Завета. Однако, чтобы правильно понять смысл читаемого сегодня отрывка, надо помнить, что звучит он в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Воспитываясь при храме земном и видимом, она стала храмом Бога невидимого. Буквально дав Ему Своё тело для воплощения, Она способствовала не просто изменению тональности, в которой Бог общался с человеком, но вочеловечению Бога, Его вхождению в наш мир. Слово, ставшее плотью, соединяет нас с Собою в теле Церкви, так что теперь мы не просто смотрим на храм земной и не только вспоминаем предметы, с которыми связано проявление славы Божией, мы сами можем стать храмами Духа Святого и явить славу Его в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











