
Фото: PxHere
В истории взаимоотношений России и Соединённых Штатов Америки случались разные периоды. Многие наслышаны о «холодной войне» и «железном занавесе». Однако бывали времена, когда в отношениях между двумя державами царила вполне дружеская атмосфера. Один из примеров добрососедского сотрудничества России и США можно найти в середине XIX века.
В 1861 году на президентских выборах в США одержал победу Авраам Линкольн — яростный противник рабства. Он запустил процесс освобождения чернокожих рабов, с которым не согласились Южные штаты. Вплоть до того, что захотели отделиться. Началась знаменитая Гражданская война между Севером и Югом. Южан в этом противостоянии активно поддерживали Франция и Великобритания. Снабжали оружием, строили корабли и грозили непосредственным вмешательством в конфликт. В Российской империи в это время тоже происходили тревожные события. Спустя два года после начала Гражданской войны в США, в западных регионах России поднялся мятеж, который вошёл в историю как Польское восстание. Лондон и Париж тогда вмешались и во внутренние дела Российского государства, угрожая военной поддержкой мятежников. На фоне этих угроз глава русского Морского министерства Николай Карлович Краббе предложил вывести флот за пределы Балтики — в случае, если неприятель действительно решит напасть, существовал большой риск того, что русские корабли окажутся попросту заблокированными. Однако российским судам нужно было где-то базироваться. И такое место нашлось — у берегов... Северной Америки.
Направить туда эскадру попросили Александра II власти Северных штатов. Они надеялись, что мощные боевые корабли под российскими флагами смогут отрезвить Британию и Францию в их стремлении поддерживать Юг и продлевать кровопролитную Гражданскую войну. Император откликнулся: он приветствовал стремление северян к уничтожению рабства, поскольку и сам в 1861-м году отменил в России крепостное право.
В июле 1863-го из Кронштадта через Балтику, а оттуда — через Атлантический океан в направлении американского города Нью-Йорка, в обстановке строжайшей секретности вышла русская крейсерная эскадра под командованием контр-адмирала Степана Лесовского. В это же время в Тихом океане двигались корабли Сибирской флотилии контр-адмирала Андрея Попова. Они держали курс на Сан-Франциско. Русский флот не собирался воевать за Америку. Никаких договорённостей об этом между государствами не было. Однако неожиданное появление кораблей под Андреевским флагом у западного и восточного берегов Северной Америки привело британцев и французов в сильное замешательство. Когда обе эскадры прибыли к портам назначения, свою признательность русским выразил Авраам Линкольн, заявив, что Америка испытывает в отношении России «сердечность и дружелюбие». А военно-морской министр Соединенных Штатов Америки Гидеон Уэллс записал в своём дневнике: «Боже, благослови русских!»
Французы и англичане решили, что Петербург и Вашингтон заключили союзнический договор. А прямого военного противостояния с Россией Лондон и Париж, несмотря на всю свою воинственную риторику, совсем не хотели. Результат не заставил себя ждать: Великобритания и Франция свернули поддержку Южных штатов и Польского восстания в России. Такая вот страница была в истории отношений России и США: два государства в трудный для обоих момент протянули друг другу руку помощи.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер