Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Борьба с недостатками своего характера, или же, проще говоря, со страстями, — это неотъемлемая часть многих религиозных традиций. Особый акцент делается на этом в христианстве. Ведь Бог — это чистота и святость. Вряд ли рядом с Ним сможет находиться тот, кто культивирует свои греховные привычки. Да и в целом человеку, который одержим каким-либо духовным или же душевным дефектом, жить на свете бывает очень непросто. А потому даже те люди, которые не считают себя церковными, нередко много сил тратят на то, чтобы искоренить в себе дурные навыки. Однако, несмотря на многочисленные усилия одержать верх над своей тёмной стороной, получается это далеко не у всех. Отсюда уныние и нежелание вообще что-то делать и менять. Как же преодолеть этот тупик? Ясный ответ можем найти в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Нередко наша борьба со страстями напоминает битву Ивана Царевича со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, на её месте вырастают две новые. Бросил курить, начал в три раза больше есть сладкого. Отказался от сериалов, подсел на игры. Начал поститься по всем правилам церковного устава, полезла злоба, раздражение и неприязнь к людям. И вообще — вместо одной проблемы, две. Да ещё более серьёзные.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке Господь сообщает нам весьма важную духовную закономерность. Наша душа не терпит пустоты. Если в ней освобождается какое-то место, оно сразу же наполняется новым содержанием. Причём душа делает это с такой жадностью, силой и энергией, с какой вакуумное пространство всасывает в себя воздух.

Об этом и говорит Христос, упоминая о нечистом духе. Если человек был одержим какой-то страстью, но напряг свою волю и выгнал её из своей души, эта одержимость возвращается к нему через некоторое время и продолжает его мучить в семикратном размере. Всё потому, что свято место пусто не бывает. Мир лукавых духов — это мир паразитов. А беззащитная человеческая душа — это лакомый кусочек, к которому можно присосаться.

Поэтому христианские аскеты дают практический совет — если хочешь победить в себе страсть, тебе необходимо не только воздерживаться от неё, но и одновременно развивать противоположную ей добродетель. Так, например, мало воздерживаться от злобы, необходимо заставлять себя быть кротким в тех ситуациях, в которых ты злился. Чтобы, когда нечистый вернётся со своей сворой и попытается проникнуть внутрь к нам, он просто не смог бы этого сделать. Ведь дом нашей души уже занят.

Но и это ещё не всё. Борьба со страстями сама по себе, просто ради того, чтобы стать чистым, ни к чему не приведёт. Христианское совершенство — это не о том, чтобы выскоблить себя до блеска. Стать стерильными и глянцевым. Сражение с недостатками и воспитание в себе добродетелей — это всего лишь один из аспектов духовной жизни. Цель же у неё совершенно иная.

Именно с указания на эту цель начинается прозвучавший сейчас отрывок. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Господь. Всю жизнь человек может бороться со страстями и развивать добродетели, но если это не делается ради Христа и Его Евангелия, то, как говорит об этом святитель Феофан, это «всё не в прок, всё напрасный труд, напрасная трата сил и времени». Ведь всё это в итоге обернётся во вред для самого человека. Ведь на всём этом не будет лежать отпечатка вечности. Всё это будет пропитано иллюзиями и фантазиями человека о том, какой он должен быть, чтобы угодить людям и самому себе. Святые отцы описывают эти состояния как состояния прелести. То есть духовного заблуждения.

С точки зрения христианства, совершенство человека — это состояние, когда он все силы своей души направляет на то, чтобы воплотить в жизнь Евангелие Христово. Цель всей своей деятельности он видит в том, чтобы во всём искать и исполнять волю Небесного Отца. То есть ежедневно, ежечасно понуждать себя оказывать милость, любовь и снисхождение окружающим. Если мы последовательно будем воспитывать в себе именно этот навык, по мере нашего усилия душа будет наполняться Духом Христовым. Тогда не только наши достоинства, но даже и наши недостатки будут поставлены на службу Богу. И в своё время по Своей великой милости, а также по нашим просьбам и трудам, Господь обязательно уберёт те из них, в которых нет необходимости, и которые не полезны ни нам, ни окружающим в деле спасения нашей души.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!