
В купе вошла очень пожилая женщина. Её провожал мужчина средних лет. Он очень волновался. Разместил багаж, обнимал, целовал, говорил ей слова благодарности, просил беречь себя. Мужчина вышел. Поезд тронулся. Мы остались вдвоем с этой женщиной.
Я наблюдала за попутчицей. По ее поведению поняла, что перед каждым приемом таблеток, ей необходимо немного перекусить. В связи с этим, у бабушки с собой был большой пакет с изобилием продуктов.
Когда она стала пить кофе из огромной чашки, я забеспокоилась и спросила, не опасно ли это для ее сна? Так мы разговорились.
Ее звали Наначка. Не Нана, а Наначка. Именно так, любя, называли ее все окружающие и она сама себя.
За оставшиеся семь часов пути я узнала о её жизни, семье, соседях, друзьях, работе. И хотя мы говорили о тяжёлых переживаниях, я радовалась тому, что ей есть что и кого вспоминать.
Удивил её ответ людям, которые предлагали приличные деньги за аренду ее дома в южном городе. Старушка ответила молодым бизнесменам: «Я чёрный хлеб ем. Мне много не надо. Я хочу спокойно спать».
Поразила меня история Наночкиной веры в Бога.
Во время прививки ее маленькому внуку занесли тяжёлую инфекцию. Двухлетний мальчик умирал. Сменялись города и страны, больницы и палаты, лечение и врачи, но ничего не помогало ребёнку. Десятки оперативных вмешательств не приносили результатов.
Перед очередной операцией профессор отдал бабушке пеленки, одежду, простынки с просьбой освятить их у мощей Матроны Московской и привезти к началу операции.
Процесс осложнялся аллергией у малыша и трудностью подбора наркоза. Но с Божьей помощью и молитвами все прошло хорошо.
История болезни мальчика была мучительна и длилась долго. Когда на медицинской конференции наконец-то лечащий врач доложил о спасении пациента, тот самый профессор остановил его словами: «Его спасли не мы. Его Спас Бог».
Когда мальчик встал на ноги, бабушка Наначка поехала вместе с ним к Матронушке. У мощей женщина встала на колени. Для этого приподняла подол своего платья, чтобы голыми коленями встать на пол и обратиться с благодарностью за спасение любимого внука.
Она молилась: «Помоги ему, Господи! Спаси его!»
Обернулась и увидела, как её маленький внук, закатал штанины своих брючек и так же, как бабушка, голыми коленями стоял на холодном полу, что-то шептал. Он повторял за бабушкой ее слова. Молиться сам он ещё не умел.
Под стук колес я слушала историю своей пожилой попутчицы и думала о том, что ничем невозможно заменить ценность такого общения. Наблюдала, с какой любовью она говорит о своих близких, как креститься при упоминая Бога, и как светится при этом лицо старой женщины. Как бережёт она то, что имеет.
Я испытывала радость от того, что она поделилась со мной счастьем своей веры.
Сложные периоды выпадают на долю каждого человека. В эти моменты так ценно общаться с людьми, которые истинно верят Богу, доверяют ему, обращаются с молитвой. Их путь преодоления трудностей является для меня примером стойкости и мужества.
Я знаю, что, опустившись в храме на колени перед образами с молитвой, почувствую поддержку Наначки, потому что она явилась для меня живым примером веры, надежды и любви.
Автор: Инна Ковалева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема