Я никогда не использовала грязные ругательные слова в своей речи. Просто не понимала, зачем, если и без них можно справится, да и добавлять грехи в свою копилку тоже не хотелось. А один раз со мной произошла история, которая окончательно прояснила мои взаимоотношения с бранью. Я отдыхала в санатории вместе с однокурсниками. Все они ругались. Казалось, что они просто не могут по другому говорить. Поэтому мои разговоры сильно выбивались из общей картины, и делали меня белой вороной. А потом случился разговор слишком эмоциональный для меня.
Позвонила мама.
— Привет, доченька.
— Привет, мам.
— Как твои дела? Чем занимаешься?
Я начала рассказывать, а после поняла, что мама чем-то сильно огорчена.
— Мам, что-то случилось?
А дальше все как в тумане. В памяти остались обрывки фраз. Мухтара больше нет, то есть моей собаки. Эти слова снова и снова проносилось в голове. Значит моей собаки больше не существует. Я начала вспоминать, как уезжая, не поигралась с ним, хотя он приставал и радостно вилял хвостом. А теперь все. Я закончила разговор, и расплакалась. Однокурсники бросились утешать меня, расспрашивать, что произошло.
Неожиданно для себя из меня полился поток эмоций. Вся боль, тревоги, расстройства, которые накопились. Я говорила сразу обо всем: о собаке, о предстоящем экзамене, мысли путались и я сама не поняла, что говорю, пока случайно не выругалась матом.
Я тут же замолчала. Что я только что произнесла? Как дурно стало внутри. Словно осквернила свое тело. Казалось, что я просто выплескиваю эмоции, и это слово мне поможет выразить всю боль, которую я испытывала в тот момент, но как же я ошибалась.
Захотелось помыться, очистить себя от липкой грязи, в которую я добровольно наступила. Почувствовала это на физическом уровне отторжение. И не могла избавиться от гадкого чувства, сидевшего внутри. Хотелось стереть из памяти тот разговор.
Вернувшись из санатория, первым делом поехала в храм, на исповедь. Долго разговаривала с батюшкой. Поделилась переживаниями о собаке и, наконец, рассказала про сквернословие. Батюшка тогда сказал мне много важных слов, помог разобраться с внутренним состоянием. Вот тогда я поняла, почему не ругалась прежде и почему больше никогда не стану говорить грязных слов. Я просто не хочу разрушать свой внутренний мир.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 238 зач., I, 20-27.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь регулярно ставит нас перед выбором. Иногда он прост, а иногда нам приходится изрядно подумать — какое решение принять? Помочь нам может один из принципов христианской нравственности. Звучит он так: «Будь там, где ты нужнее». Примерно так рассуждает в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую
Прозвучавшие строки, как и всё послание апостола Павла к христианам города Филиппы, были написаны в крайне стеснённых обстоятельствах. Апостол находился в римской тюрьме. Его сюда отправили, так сказать, «по этапу» после ареста по ложному доносу в Иерусалиме. Надо сказать, что Павел сам настоял на своём переводе в Рим — на суд императора. Ведь в Иудее над ним бы расправились самым беззаконным образом, скорее всего.
Впрочем, несмотря на все печальные обстоятельства — потерю свободы, угрозу смертной казни — Павел не потерял присутствие духа. Даже как будто наоборот. Апостол словно приободрился, встретив на жизненном пути новые испытания. Ведь они для Павла имели доказательное значение, подтверждали необходимость и значимость его проповеди Евангелия. Потому в строках послания к филиппийцам мы не найдём никакой грусти. Более того, Павел, на первый взгляд, нуждающийся в утешении, сам утешает своих учеников и читателей.
Тут нет никакого беспочвенного оптимизма. И Павел не смотрит на мир сквозь розовые очки романтизма. Он прекрасно понимает, что угрожает его жизни, что враги Церкви не успокоятся и добьются его, Павла, смерти. Но апостол не сдаётся, не опускает рук. Проповедник Евангелия в каком-то смысле даже будет рад, если его путь закончится мученичеством. Ведь тогда он переселится в рай и наконец-то отдохнёт, перестанет тревожиться за судьбу основанных церквей. Павел как будто оказывается перед выбором между двумя радостями — всецело быть со Христом на Небе или же продолжить служение Ему на земле.
В итоге апостол принимает такое решение: быть там, где нужнее. И Павел понимает, что не следует, прикрываясь даже самыми благочестивыми причинами, бежать от ответственности, сходить с данного Богом креста. Святой пишет, что не будет стремиться к смерти, но станет до конца поддерживать своих учеников для их успеха и радости в вере. Подчеркну — не для своих успеха и радости, а для их успеха и радости. Павел и здесь всячески дистанцируется от эгоистических устремлений, заботится не о своих нуждах, а о нуждах ближних.
Пусть пример апостола Павла всех нас вдохновляет и утешает. Особенно в моменты трудного выбора. Именно в эти времена и испытывается характер нашей веры, выявляется — кто мы на самом деле? Насколько мы доверяем Богу? Пусть же принцип — быть там, где нужнее Богу и людям, — поможет нам сделать верный выбор, чтобы угождать не собственному эго, а, прежде всего, Христу. Как поступал в течение своей жизни, искренне подражая Спасителю, святой апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Надежда на добрые перемены для детей с тяжёлыми заболеваниями
Эмилии Дюковой недавно исполнилось 7 лет и в сентябре она пошла в школу в родном селе Хлевное в Липецкой области. К этому событию девочка готовилась изо всех сил. Ей пришлось научиться писать левой рукой, потому что пальцы на правой не могут удерживать ручку. Это последствия перенесённого онкологического заболевания — опухоли головного мозга. Помимо руки у девочки плохо работает правая нога, а ещё есть проблемы с концентрацией внимания. Однако раньше ситуация была гораздо хуже. Улучшить состояние Эмилии помогла профессиональная реабилитация. Курс восстановительного лечения для девочки из Липецкой области оплатил благотворительный фонд «Настенька».
Во время реабилитации Эмилия училась управлять телом и выполнять простые задачи. Например, упорно старалась сдвинуть большим пальцем правой руки пустой пластиковый стаканчик или бумажную салфетку. Получилось далеко не с первого раза. Но когда пальцы наконец начали слушаться — для девочки это была настоящая победа. «Мама, смотри, они шевелятся!» — восторженно говорила она, глядя на пальцы правой руки. «После реабилитации дочка стала намного выносливее и увереннее, ходит в школу, как и мечтала», — говорит мама. Эмилии предстоит ещё многому научиться. Но главное, что сейчас она во многом может действовать самостоятельно и чувствовать себя комфортно среди других детей.
Благотворительный фонд «Настенька» больше 20 лет помогает онкобольным детям — оплачивает лечение и реабилитации. Благодаря участию фонда в жизни Эмилии и сотен других ребят произошли добрые перемены. Больше узнать о фонде, поддержать его проекты и подопечных можно на сайте: https://nastenka.ru/srochnye-sbory/children/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Нисский». Алексей Гагинский
У нас в гостях был доцент Московской Духовной Академии, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук Алексей Гагинский.
Разговор шел о святом четвертого века — святителе Григории Нисском — о его жизни и о вкладе в формирование учения о Святой Троице и христианского Символа веры.
Все выпуски программы Светлый вечер