
Флп., 235 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что младших детей в семье любят больше остальных. Но так бывает не всегда. Случается, что их воспринимают как досадную помеху. Нечто подобное мы можем наблюдать и на примере апостола Павла, который совершенно неожиданно для Церкви из гонителя превратился в проповедника Евангелия. О своей миссии сам Павел, в частности, говорит в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Вернёмся ненадолго к теме нелюбимых младших детей, которую мы затронули в начале программы. Например, в Библии (в книге Бытия) можно найти историю праведного Иосифа, которого старшие братья так возненавидели, что продали в рабство. Конечно, сам Иосиф безгрешным не был — он регулярно рассказывал отцу о проступках братьев. Но всё же. Одно дело ябедничать, и совсем иное — фактически обречь родного брата на мучительную смерть в рабстве.
Апостола Павла, конечно, никто в рабство отправлять не собирался. Но Павлу пришлось изрядно потрудиться, чтобы доказать Церкви, что он теперь не гонитель, а настоящий апостол. И смирение Павла перед жизненной участью и промыслом Божиим просто поражает. Это его кроткое отношение нашло отражение даже в именовании. Павел — в переводе с греческого означает «младший, меньший». Такое прозвище проповеднику Евангелия дали потому, что он присоединился в апостольской общине значительно позже прочих учеников Христа. И Павел данную кличку сделал собственным именем. И, несмотря на непростое отношение со стороны церковной общественности, а также на печальное прошлое гонителя христиан, именно Павел проявил себя как самый храбрый и трудолюбивый распространитель учения Господа Иисуса.
Судьба Павла круто и бесповоротно изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить совершённые им ошибки. Труды апостола не только загладили все его преступления, но и позволили Евангелию распространиться по многим городам и областям Римской империи. Сам же Павел со смирением и кротостью описывал свои действия — все заслуги и успехи он адресовал Христу Спасителю, подчёркивая, что без Христа так бы и остался в плену у своих прежних горделивых заблуждений.
Нравственный и духовный пример, который даёт нам апостол Павел, может послужить для нас опорой при оценке собственных духовных успехов. Мы видим, как святой, анализируя прежнее и нынешнее своё положение, благодарит Бога, искренне радуется и торжествует. И не себя восхваляет он, а Христа. От имени Спасителя он возвещает евангельское учение, делится с окружающими совершенно незаслуженным счастьем, обладателем которого сам он, Павел, оказался.
При этом, повторюсь, апостол не обольщается, не восхваляет себя и не приписывает миссионерских побед себе любимому. И речь идёт не просто о какой-то скромности. Наверное, больше всего Павел боялся забронзоветь, а потому всячески стремился быть свободным. В том числе и от груза уже достигнутых высот. В конце концов, какая разница, что там получилось сделать в прошлом, если это прошлое, а впереди ещё очень много дел? Потому всё доброе, что удалось совершить, апостол без толики сомнения или сожаления жертвует Богу. Апостол прекрасно помнил завет Христа — чтобы что-то ценное и любимое сохранить, нужно поручить это Господу. Ведь только Отец Небесный способен сделанное нами добро сохранить от тления этого мира, от бега времени и зависти окружающих. А ещё только Господь способен дела даже самого маленького, младшего человека преобразить, сделав их по-настоящему ценными, полезными и для самого человека, и для других людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Мартин Хайдеггер, крупнейший немецкий философ XX века, в «Разъяснении к поэзии Гельдерлина», оставил нам такую мысль: «Мы никогда не познаем тайну, срывая с неё покров... познать тайну мы можем только сохраняя тайну в качестве тайны».
С этой цитаты мне хотелось бы начать размышления над чтением из 16-й главы книги Деяний святых апостолов, которое сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 16.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Реакция апостолов из прозвучавшего сейчас отрывка поначалу кажется очень странной: ведь, как сказали бы сегодня, прорицательница «увеличивала потенциальный охват аудитории» проповеди апостолов и повышала существенно эффективность их миссии! Однако апостол Павел не только отказывается от такого «продвижения» себя, но и вообще лишает пророчицу дара — из-за чего и получают апостолы избиение палками и заточение в тюрьму. Что же именно оказалось настолько неприемлемым для апостолов — что они, не задумываясь, отказались от «услуг прорицательницы» — тем более ещё и бесплатных?
Для меня ответ — в приведённых выше словах Хайдеггера о важности не срывать покровы с таинственного. Для обычного человека огромный соблазн — «подглядывать», «подсматривать», «вынюхивать» то, что доступно не всем. И за это, как мы знаем в том числе и из сегодняшнего чтения, люди готовы платить большие деньги! Но что же в этом настолько неправильного, что апостолы решили вопрос с пророчицей радикально, вообще лишив её этой связи с демоном?
Приведу историю, думаю, многим знакомую. Вы когда-нибудь в детстве перед Новым годом — пока родители были чем-то заняты — подглядывали в подарочные коробки? Если да, вы знаете, что сам факт этого подглядывания напрочь испаряет аромат праздника. Когда ты уже знаешь, что тебе подарят, — интрига пропадает, вкус предвкушения улетучивается — остаётся только неизбежное. И сколько же, напротив, восторга у того, кто не стал нарушать определённых границ — дотерпел до конца — и вот, разворачиваются праздничные ленты, снимаются внешние покровы упаковки — да в конце концов, какая разница, что именно окажется там, внутри: ведь ребёнок на всю жизнь запомнит это ощущение протяжённости любви — которая куда важнее самого подарка!..
Подглядывающий — всегда «ворует» любовь; в то время как способный дотерпеть — принимает её как благодарный дар. Этому и учит нас сегодняшнее чтение: уметь ждать, уметь терпеть — и не пытаться своими хитростями проникать туда, куда не следует!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Артемию восстановиться после болезни и операции

Вечерами, после того как Артемий сделает уроки, он с удовольствием устраивается с бабушкой в кресле, и вместе они и читают книги о животных. Артемий с увлечением и разглядывает красочные иллюстрации, с которых на него глядят грозные тигры, величественные слоны, дружелюбные дельфины и много кто ещё. Мальчик очень внимательно слушает рассказы бабушки. Жаль, что он пока не может обсудить с ней свои впечатления и задать море разных вопросов. Из-за болезни и неудачной операции, которые случились в раннем детстве, Тёма не разговаривает, не сидит самостоятельно и не ходит. Раньше он не мог даже голову держать, но со временем, в результате постоянных упражнений и заботы близких, стал чувствовать себя гораздо лучше. Сегодня мальчик проходит обучение на дому — с интересом познаёт школьную программу, изучает по книгам окружающий мир и пытается произносить звуки.
Чтобы Тёма заговорил, научился держать спину и однажды встал на ноги, ему необходимо продолжать курсы восстановительной терапии. Врачи говорят, что у ребёнка есть все шансы многое освоить. Вы можете поддержать Артемия Василёва из города Сургута на его пути к полноценной жизни. Сбор для мальчика открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Шестая неделя после Пасхи. Вознесение Господне». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.16:16-34) и Евангельского (Ин.9:1-38) чтений в шестое воскресенье по Пасхе, об Отдании Пасхи, о празднике Вознесения Господня, а также о дне памяти святых отцов семи Вселенских Соборов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица