Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У каждого человека есть своё уникальное представление о тех людях, с которыми ни при каких условиях нельзя входить в близкое общение, о тех, кто своими грехами исключил себя из числа «рукопожатных» людей. К примеру, вряд ли кому-то из нас придёт в голову дружески сближаться и приглашать к себе в гости серийного убийцу, каким-то чудом освободившегося после долгой отсидки. Во время земной жизни Христа были в израильском обществе те люди, дружеское общение с которыми было совершенно недопустимо для приличных евреев: такими людьми были сборщики налогов, известные нам из Евангелия как мытари. Однако Христос общался и с ними. Об одном из случаев такого общения рассказывает 5-я глава Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 5.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Мытари были для израильтян чем-то значительно более неприятным, чем убийцы и прочие криминальные личности: мытари сотрудничали с оккупационной римской властью и, пользуясь покровительством этой власти, нещадно обирали своих соплеменников. Они были теми предателями интересов родного народа, с которыми не хотел общаться никакой уважающий себя израильтянин. Как чувствовали себя при этом сами мытари, как жили в обществе их жёны и дети, на что надеялись эти люди и к чему в конечном итоге стремились — сказать довольно непросто. Однако некоторые евангельские эпизоды свидетельствуют, что у этих людей всё же была совесть, и иногда она давала о себе знать.

Одним из тех мытарей, совесть которого не молчала, был Левий. Если следовать только что услышанному нами отрывку Евангелия от Луки, Левий не стремился навстречу Христу, он не пытался вступить в беседу со Спасителем, Левий занимался своим обычным делом: он собирал налоги. Христос первым обратился к нему. Конечно же, реакция Левия на такое обращение могла быть как положительной, так и отрицательной, могла она быть и нейтральной. Как мы знаем, Левий деятельно откликнулся на слова Христа, его реакция поразительно похожа на реакцию апостолов из числа двенадцати: Левий без размышлений всё оставил, встал и последовал за Христом. Так поступить способен лишь тот человек, который, несмотря на все свои грехи, сумел не заглушить в себе голос совести. Для него Спаситель стал Спасителем не только в высшем смысле этого слова, Господь его спас и от того позорного ремесла, которым Левий вынужден был заниматься в силу неизвестных нам причин, спас его Господь и от мучений совести.

С одной стороны, эта евангельская история напоминает нам о хорошо известной истине: среди живых нет того человека, который не мог бы в перспективе прийти ко Христу, и нам не дано знать, не окажется ли кто-то из нами презираемых людей в конечном итоге ближе к Богу, чем мы сами.

Но есть у этой истории и ещё одна, как кажется, не менее важная сторона: никто не должен отчаиваться от обилия своих грехов и глубины падений. Господь каждого человека зовёт оставить грех и последовать за Собой, точно так же, как Он позвал Левия, и дай Бог, чтобы у нас была решимость, подобная решимости бывшего мытаря Левия, ставшего святым апостолом и евангелистом Матфеем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!