Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 46-49
Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди множества человеческих грехов, которые обличал Христос во время Своего земного служения, особняком стоит грех лицемерия, именно на него Спаситель указывал наиболее часто. Сама по себе частота обличения в этом грехе заставляет задуматься: вряд ли это случайность, наверняка, лицемерие несёт в себе нечто такое, что делает спасение невозможным, а потому стоит всеми силами стараться избегать этого греха. В звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 6-й и 7-й глав Евангелия от Луки Спаситель указал на последствия лицемерия. Давайте послушаем эти Христовы слова.
01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
Очевидно, что те слова, с которых начался только что прозвучавший евангельский отрывок, указывают нам на людей, которые погрязли в лицемерии. Именно такие люди, обращаясь в молитве к Богу, отнюдь не стремятся жить так, как предполагают произносимые ими слова молитв. К примеру, можно в течение дня множество раз произнести молитву Господню, сказать «да будет воля Твоя и на земле, как на небе», но при этом ужасно не хотеть, чтобы воля Божия осуществилась, и делать всё ради того, чтобы она не смогла исполниться. Можно в молитвах просить о чём угодно, просить о самом добром и возвышенном, но при этом ничуть не прилагать к произносимым словам ни свою волю, ни свой ум, ни своё сердце, и, конечно же, такая молитва будет ничем иным, как лицемерием. Вообще, сама по себе невнимательная и рассеянная молитва, молитва, которая не понуждает нас к благим действиям, — это лицемерие.
Сказав о том, что человеку не подобает уклоняться в этот грех, Спаситель сказал и о том, почему лицемерие столь опасно. Он, как мы услышали, сравнил жизнь того, кто со всей тщательностью исполняет Его слова, со строительством дома на твёрдом основании, ну а противоположный подход — со строительством дома на песке. Если же этот образ перенести на жизнь человека и на его душу, то становится очевидным: того, кто пытается «откупиться» от Бога какими-то внешними действиями и ничего не значащими словами, того, кто погряз в лицемерии, ждёт печальный финал.
Когда мы читаем или же слышим эти Христовы слова, то у нас могут появиться сомнения, ведь нам известно множество примеров людей, которые вполне благополучно прожили свою жизнь в хитрости, двоедушии, и всё в том же лицемерии. Кажется, что евангельские слова что-то не учитывают, и что они слишком наивны.
Здесь нам стоит вспомнить, что Спаситель, используя понятные житейские аналогии в Своих поучениях, имел в виду то, что превосходит всё земное: Он говорил о душе человека и о её вечной участи. Душу очень легко развратить, и очень сложно сделать её крепкой, такой, чтобы она не приходила в смущение от различного рода неурядиц и искушений, ещё сложнее сделать её верной Богу, тогда как только такая — верная — душа и может войти в Царство Небесное. Верность очень легко утратить, и чрезвычайно непросто её сохранить. Однако Спаситель указал нам путь, который способен привести душу к состоянию верности Богу, и этот путь предполагает, что все произносимые нами в молитвах слова будут находить своё отражение в нашей практической жизни. Дай Бог, чтобы так было, дай Бог, чтобы дома наших душ стояли на крепком основании верности Христу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов