Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 37-45
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея заканчивается очень интересными словами Христа, которые могут быть не совсем верно истолкованы. Звучат они так: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). С одной стороны, эти слова — напутствие не только апостолам, но и всей Церкви Христовой, с другой — далеко не все христиане призваны к тому, чтобы ходить, учить и крестить, более того, тех, кто к этому призван, очень немного, для абсолютного же большинства значительно актуальнее совсем иные слова Христа, те, которые звучат сегодня во время литургии в православных храмах, взяты они из 6-й главы Евангелия от Луки.
Мы только что услышали довольно очевидные и всем нам прекрасно известные истины. Так, мы услышали, что помочь другому может лишь тот, кто уже сумел помочь самому себе, следовательно, если я хочу быть полезным людям, то я должен сначала разобраться с самим собой, ведь как один незрячий человек не может быть поводырём для другого незрячего, так и никогда не сидевший за рулём человек не может обучить вождению кого бы то ни было. Справедлива эта логика и для духовной жизни: как можем научить молитве тот, кто не умеет молиться сам? Или как может помочь победить страсть раздражительности тот, кто вспыхивает пламенем раздражения по малейшему поводу, а то и вовсе без всякого повода? Очевидно, что такое невозможно, а потому и не стоит пытаться делать нечто подобное.
Слова Спасителя из только что прозвучавшего евангельского отрывка уверяют нас, что есть только один способ помочь кому бы то ни было: для этого необходимо исправить самого себя. Такая логика противоположна той, в которой мы привыкли жить, и мало кому из нас приходит в голову, что если нас возмущает какая-то черта в другом человеке, то реакцией должно стать не высказанное замечание, а молитва о собственном исправлении.
Из истории нашей Церкви мы знаем, что самые известные монастыри возникли не по воле людей, обладающих властью и финансовыми возможностями, они возникли как объединение вокруг того или иного подвижника. Одним из самых ярких и всем известных примеров такого рода служит Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Сергий, уходя жить в дикий лес, и в мыслях не имел кого-либо учить, он хотел заниматься спасением своей души, не рассеиваясь ни на что иное, и именно это стремление, а также его успехи на пути служения Богу привлекли к нему множество учеников, этот процесс продолжается и по сей день, по-прежнему люди тянутся в Лавру к преподобному Сергию, и так будет до скончания века.
Дай Бог, чтобы мы сумели правильно воспринять слова прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, и чтобы следствием такого восприятия стало усиление заботы о собственной душе!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов