Смерть Господа на Кресте явилась воплощением того, чему Он учил — а учил Он любви к врагам и непримиримости к греху. Голгофа показывает, что Бог очень серьезно относится к греху — его нельзя просто списать, или проигнорировать, или деликатно отвернуться в сторону. «Без пролития крови не бывает прощения»(Евр.9:22) — говорит Писание. Грех имеет цену, и плата за грех — смерть.
Нам бывает сложно это понять в отношении на самих — мы-то не признаем себя плохими и враждебными людьми. Но давайте вспомним о наших врагах — о людях, которых мы считаем действительно дурными. Интернет полон негодования и ярости, так что с врагами обычно у нас все в порядке. Эти люди заслуживают отвержения, осуждения и гнева. Представите себе, что они получили все, что заслужили — полностью, до последней капли. Их подвергли унижениям, издевательствам, истязаниям, и наконец прибили на кресты, где они висели, медленно и мучительно умирая, пока к ним не пришла долгожданная смерть. Наша ярость и гнев умерли вместе с ними — потому что вот, их постигла заслуженная ими лютая смерть, нам нечего к этому добавить.
Но в Страстную Пятницу происходит именно это — Искупитель отождествляет Себя с грешниками настолько, что Его смерть — это их смерть. Как говорит Апостол Павел, «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3) Ненавистные нам враги — и мы сами, ведь и мы кому-то ненавистны — были преданы суду и смерти там, на Голгофе. Праведный суд и гнев уже совершился — когда за наши и их грехи умер Невиновный. Как говорит Пророк,
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу:
и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6)
Та Чаша, о которой молился Господь Иисус в Гефсиманском саду, Чаша гнева и осуждения на человеческий грех, уже была испита до последней капли. Весь гнев, все осуждение, вся ярость, которой заслуживали грехи этого мира, уже совершилась на Голгофе.
Прощение не означает, что грех — это что-то неважное. Оно означает, что за него уже умер Христос. Представьте себе человека, который вам ненавистен. Возможно, этот человек действительно тяжко виновен и глубоко испорчен. Возможно, на нем действительно жестокие и возмутительные грехи, которые вопиют о праведном отмщении. А теперь вспомните о том, что проповедуют Апостолы — Христос занял место этого человека на Голгофе. Камень, который вы кинете в него, попадет в Христа. Это неприятная и шокирующая мысль, но это так — Христос умер за этого человека, как за Вас и за меня.
И во Христе мы сами умерли для мстительности и ненависти, ярости и гнева — чтобы воскреснуть для новой жизни, в которой действует любовь Божия.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема