Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1-15. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1-15

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Библия воспринимается христианами как Слово Божее — это все знают. Но может ли это Слово быть опасным и вредоносным для человека? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается в храмах во время богослужения.

Глава 4.

01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

02 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

03 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

04 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

05 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

06 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

07 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

08 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

09 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Вопрос, поставленный нами в начале программы, звучит для верующего слуха провокационно и, может быть, даже оскорбительно. Очевидно, что Бог не стал бы говорить ничего, что было бы вредоносным и неправильным. Конечно, если задуматься, не все слова, которые мы находим в Священном Писании, принадлежат Самому Богу. В Библии мы слышим голоса не только праведников, но и грешников, и даже бесов, но дело не в этом. В XIX веке русский поэт Тютчев высказал мысль, которую в веке ХХ поддержали бы многие философы. Он сказал: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Как автор, он прекрасно понимал, что читатель способен интерпретировать текст, как ему угодно.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том, как Христос после крещения ведётся Духом в пустыню, где после сорокадневного поста к нему приступает сатана, чтобы искушать Его. Конечно, как Бог Христос был для него совершенно недоступен. Но пред сатаной был Человек, тайны Которого он не знал и понять не мог. Лукавый искушает Спасителя извне, ведь Сам по Себе Христос, как воплотившийся Бог, не мог иметь никаких греховных помыслов. Но дело не только в этом, но и в том, с помощью чего сатана это делает. Как и в случае с прародителями, он начинает разговор с непрямой цитаты, которая сразу отсылает к авторитету самого Бога и Его слова.

Если ты Сын Божий, то есть если после крещения Тебе сказана правда, претвори камни в хлебы... Дальше больше, ведь тот, кого в конце евангельской истории Спаситель назовёт «князем мира сего», предлагает Христу власть над всем, чем он по собственной мысли владеет. Наконец, в третьем искушении, лукавый не только вновь цитирует Бога-Отца, но и вспоминает псалом, который предрекает Мессии неуязвимость. Сами по себе цели, которые сатана ставит перед Христом, нельзя назвать греховными. Слова, которые он говорит, так или иначе имеют основание в Писании... Но методы, которые лукавый предлагает, недопустимы, ведь они предполагают измену Богу. Будучи послушен Отцу во всём и намереваясь исполнить Его волю до конца, Спаситель отвергает искушения. Однако, всё услышанное нами — не просто иллюстрация из жизни Богочеловека, но схема, по которой искуситель стремится соблазнить любого человека. Цели обычно не звучат особенно ужасно и необходимость их достижения порой обосновывается вполне логично... Всё для того, чтобы, как и в раю, соблазнить людей на достижение прекрасной цели греховными средствами. Со Своей стороны Спаситель показывает нам, что сами по себе призывы и идеи могут быть сколь угодно прекрасными, но нам, как христианам, важно сделать так, чтобы средства, которыми они достигаются, тоже были Божьими.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!