Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 23-38
Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 1
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знаете ли вы историю своих предков? Думали ли вы когда-нибудь о том, как их жизнь и нравственные решения влияют на вас сегодня? И можно ли говорить, что родословная к чему-нибудь нас обязывает? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав Евангелия от Луки, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Двадцатый век для нашей страны стал веком потрясений, не только в государственном масштабе, но и в масштабе личных, семейных историй. Дважды мы или наши предки отказывались от исторического выбора, который прежде совершали. Сначала отказались от более чем девятисотлетней истории Руси и Российской империи, с её храмами, её культурой, а потом через восемьдесят лет отказались от истории советской, уже с её верой в светлое будущее. Несмотря на то, что мы живём и развиваемся, в смысле исторической и культурной памяти такие вещи не проходят бесследно и мы с трудом восстанавливаем связь со своим прошлым. Стоит учесть, что на наши попытки накладывается атомизация и разобщённость, каким-то неведомым образом без нашего собственного выбора поселившаяся в нашем сознании. Конечно, никто и никогда не жил буквально по принципу, предложенному Достоевским, который вложил в уста своего героя мысль о том, что все за всех виноваты и все со всеми духовно связаны. Однако ощущение глубокой духовной общности, глубокого родства было для наших предков очень характерно. В том числе исторические связи сказывались в языке, в семейных прозвищах и фамилиях, которые нередко объединяли людей, имевших общее происхождение, истории таких семей могли насчитывать не одно поколение. Сегодня это может показаться нелепым, ведь мы привыкли, что каждый из нас отвечает за себя сам, сам выбирает жизненную траекторию, сам выбирает круг общения, но эти связи создавали в людях ощущение ответственности друг за друга, ответственности за общий исторический путь.
Особенно ярко подобные идеи были представлены в Священном Писании, откуда и были почерпнуты многими народами, принимавшими христианство. Когда-то в глубокой древности праотец иудеев Авраам заключил с Богом завет, и люди, ощущавшие себя потомками Авраама, были за этот завет ответственны. Они были верны Богу и верили, что Он будет верен со своей стороны. Сегодняшнее евангельское чтение может показаться очень скучным. Имена... имена... имена... Единственное, что может броситься в глаза и как-то занять читающего, — это отличия родословной Спасителя, которую приводит Лука, от той, которую приводит Матфей. Впрочем, библеистами они во-многом объяснены, так что и здесь интерес будет кратковременным. Однако, читая не для того, чтобы себя развлечь, но для обретения духовной пользы, мы можем увидеть в родословной Иисуса Христа нечто важное для нас.
Когда я занимаюсь изучением истории своих предков, родственники и друзья часто говорят мне с улыбкой, что сколько бы я не исследовал источники — конец всем исследованиям будет один, ведь все мы происходим от Адама. Но кто из нас сегодня готов такое далёкое кровное родство хоть как-то ценить и делать из него какие-то выводы? Кажется, никто, ведь мы и более близкие отношения ценить не умеем. И вот родословная Христа позволяет нам увидеть наше человеческое родство в новой перспективе: духовной. Приобщаясь к Спасителю через крещение, мы призваны ощутить духовное родство не только с Авраамом, Ноем или Адамом, но с Самим Богом, Который нас через Христа усыновляет, делая братьями и сёстрами не только по крови, но и по духу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов