Когда я только начинала приближаться к церковной жизни, в моей голове жил ряд убеждений. Например, что в храм нужно ходить только по праздникам. На Рождество, Крещение, Сретение, в первую неделю Великого поста, на Пасху, а потом — уже на Вознесение.
Но однажды, жизнь церкви открылась для меня по-новому. Именно в промежутке между Пасхой и Вознесением.
Каждый год я ездила на Пасху в какой-нибудь монастырь неподалеку. Сразу после ночной Пасхальной службы возвращалась домой и до Вознесения не особо часто ходила в храм. А тут я задержалась в паломнической поездке в одном монастыре на неделю. И всю Светлую седмицу провела там. Эта неделя перевернула моё представление о православии в целом.
На утро в понедельник пришла в храм. С серьёзным настроем и мыслями о том, что праздник уже закончился, всё будет как прежде.
Что же я увидела!? Весь храм был наполнен светом, радостные люди продолжали петь многократно «Христос Воскресе», всю литургию царские врата оставались открытыми, и я впервые увидела, что происходит в алтаре. Служба тогда перестала мне казаться формальностью, я чувствовала себя участником каких-то великих событий. Даже не заметила, как быстро пролетело время.
И вот уже на причастие выстроилось множество людей. Никогда не видела столько причащающихся в понедельник. После службы — крестный ход вокруг храма. А затем — общая трапеза. Всё как в Пасхальную ночь!
Люди продолжали поздравлять друг друга, христосовались, ели куличи, яйца. Вечером в храме читали часы Пасхи, канон, пели праздничные песнопения. Служба была непривычно короткой. И так длилось всю неделю.
Одна паломница мне объяснила, что на светлой седмице все молитвенные правила: утреннее и вечернее заменяются на чтение Пасхальных часов, а на причастие люди могут приходить не постившись. Коленопреклоненные молитвы также отменяются. От неё же я узнала, что всю неделю после Пасхи любой желающий может звонить в колокола. Как же здесь удержаться? Конечно же и я всю неделю ходила звонить в колокола и пела со всеми тропарь Пасхи!
Когда вернулась из монастыря, стала ходить в соседний храм. И там продолжался праздник! Я уже с интересом следила за церковным календарём:
Исторические события оживали на моих глазах. Каждая неделя имела свой смысл: Вот — апостол Фома уверовал в воскресение Иисуса, прикоснувшись к его ранам.
А вот — благоухающий аромат свежих цветов, которые дарят в храме всем женщинам на третьей неделе после Пасхи, напомнил о подвиге жён-мироносиц. Я стала внимательно читать те главы Евангелия, которые описывали пребывание на земле воскресшего Господа!
Вот он сопровождает апостолов в путешествии. И остается неузнанным. Так же, видимо, и я прежде не осознавала, что Эти прекрасные дни от Пасхи до Вознесения Воскресший Христос ходит посреди нас.
С благоговением теперь прихожу в эти светлые пасхальные дни в Храм. И тихо радуюсь. Он здесь, Он воскрес!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (01.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях есть такие мысли, которые кажутся совершенно очевидными, и невозможно не удивляться тому, что апостолы вынуждены были затрагивать эти темы. Одно из таких очевидных мест мы можем найти во 2-й и 3-й главах Послания апостола Павла к Галатам. Отрывок из этих глав звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его и попытаемся ответить на вопрос: а не обличают ли и нас слова апостола Павла?
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Думаю, что мы все так или иначе сталкивались с людьми, которые вдруг начинают себя вести вовсе не так, как то предлагает делать Церковь Христова: такие люди накладывают на себя суровый пост, они исполняют невероятно пространные молитвенные правила, некоторые из них отказываются от подтверждающих личность государственных документов, они делают много подобного перечисленному, такого, что не станет делать ни один обычный воцерковлённый человек. Можно ли сказать, что у таких людей есть некоторые проблемы с восприятием реальности? В наши дни такой вопрос звучит как провокация, а во времена апостола Павла не было понятия о политкорректности, поэтому апостол мог прямо написать: «О, несмысленные галаты!» Другие русские переводы предлагают нам ещё более радикальные характеристики христиан Галатии: к примеру, в них используются слова «глупцы» и «неразумные».
Но почему вдруг апостол Павел забыл о правилах хорошего тона и начал использовать такие обращения к своим адресатам? Чего такого они натворили?
Ответ мы услышали в только что прозвучавшем отрывке апостольского послания: они решили, что дела закона способны сообщить им благодать Святого Духа.
Апостол Павел задал им совершенно справедливый вопрос: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Очевидно, что Духа христиане Галатии получили через наставление в вере, однако в какой-то момент они решили, что этого недостаточно и под воздействием чуждых апостольской благодати проповедников начали исполнять ритуальные постановления закона Ветхого Завета. Здесь и в самом деле возникает вопрос относительно трезвомыслия этих людей: если сама вера пришла к ним через проповедь, а Дух Святой веру сделал совершенной, и лишь после этого они, будучи по природе из числа язычников, узнали о законе Ветхого Завета, то разве может исполнение закона хоть что-то прибавить к полученным ими ранее дарам Святого Духа?
Схожий вопрос можно задать и тем, кто, будучи христианином, вдруг перестаёт слушать Церковь, и начинает пытаться своими чрезвычайными усилиями обрести особую благодать Духа Святого. Здесь вопрос можно сформулировать так: если вы получили благодать в Церкви, если благодаря Церкви в вас зародилось желание сугубого подвига, то разве можно не слушать Церковь и считать, что она в чём-то ошибается? Очевидно, что и в случае христиан древней Галатии и в случае наших не в меру ревностных современников мы имеем дело с уловкой врага рода человеческого, который пытается отторгнуть нас от Бога через разрыв церковного единства.
Дай Бог, чтобы у него не получилось это сделать!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь восстановить дома одиноких стариков и людей с инвалидностью в Мариуполе
«В 77 лет молодость вспомнил!» — говорит житель Новосибирска Олег Яковлевич. Он стал добровольцем Русской Православной Церкви и отправился восстанавливать дома мирных жителей в Мариуполе.
Когда мужчина вышел на пенсию — не захотел просто сидеть дома. Он начал чаще бывать на свежем воздухе и путешествовать. Обошёл вокруг озеро Байкал и даже написал о своих приключениях книгу. Как-то раз в православном храме Новосибирска Олег Яковлевич увидел объявление о наборе волонтёров-строителей для помощи людям в Мариуполе и не смог пройти мимо. Пенсионер побывал там уже два раза и собирается вернуться ещё. Помощь другим его вдохновляет и придаёт сил.
На подмогу жителям Мариуполя приходят добровольцы со всей России — это люди самых разных профессий и возрастов. Вместе они ремонтируют частные дома одиноких бабушек и дедушек, людей с инвалидностью: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Сейчас своей очереди ждут 150 домов. Для того, чтобы стать частью большой истории добра, нужно немного: желание помогать другим и 10 дней свободного времени. Расходы на проезд, проживание и еду берёт на себя Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Добровольцы нужны не только Мариуполе, но и в других городах Донбасса. Узнать об этом больше и записаться в волонтёры можно на сайте: помочьвбеде.рф
Либо по номеру церковной горячей линии «Милосердие»: 8 800-70-70-222
Также вы можете заполнить анкету добровольца по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfzq5aEk63LyenNQRlQ8SUv3pj65cgEgLLADAHCnyw8_49hRg/viewform
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов