
Светлана Бакулина
Когда я только начинала приближаться к церковной жизни, в моей голове жил ряд убеждений. Например, что в храм нужно ходить только по праздникам. На Рождество, Крещение, Сретение, в первую неделю Великого поста, на Пасху, а потом — уже на Вознесение.
Но однажды, жизнь церкви открылась для меня по-новому. Именно в промежутке между Пасхой и Вознесением.
Каждый год я ездила на Пасху в какой-нибудь монастырь неподалеку. Сразу после ночной Пасхальной службы возвращалась домой и до Вознесения не особо часто ходила в храм. А тут я задержалась в паломнической поездке в одном монастыре на неделю. И всю Светлую седмицу провела там. Эта неделя перевернула моё представление о православии в целом.
На утро в понедельник пришла в храм. С серьёзным настроем и мыслями о том, что праздник уже закончился, всё будет как прежде.
Что же я увидела!? Весь храм был наполнен светом, радостные люди продолжали петь многократно «Христос Воскресе», всю литургию царские врата оставались открытыми, и я впервые увидела, что происходит в алтаре. Служба тогда перестала мне казаться формальностью, я чувствовала себя участником каких-то великих событий. Даже не заметила, как быстро пролетело время.
И вот уже на причастие выстроилось множество людей. Никогда не видела столько причащающихся в понедельник. После службы — крестный ход вокруг храма. А затем — общая трапеза. Всё как в Пасхальную ночь!
Люди продолжали поздравлять друг друга, христосовались, ели куличи, яйца. Вечером в храме читали часы Пасхи, канон, пели праздничные песнопения. Служба была непривычно короткой. И так длилось всю неделю.
Одна паломница мне объяснила, что на светлой седмице все молитвенные правила: утреннее и вечернее заменяются на чтение Пасхальных часов, а на причастие люди могут приходить не постившись. Коленопреклоненные молитвы также отменяются. От неё же я узнала, что всю неделю после Пасхи любой желающий может звонить в колокола. Как же здесь удержаться? Конечно же и я всю неделю ходила звонить в колокола и пела со всеми тропарь Пасхи!
Когда вернулась из монастыря, стала ходить в соседний храм. И там продолжался праздник! Я уже с интересом следила за церковным календарём:
Исторические события оживали на моих глазах. Каждая неделя имела свой смысл: Вот — апостол Фома уверовал в воскресение Иисуса, прикоснувшись к его ранам.
А вот — благоухающий аромат свежих цветов, которые дарят в храме всем женщинам на третьей неделе после Пасхи, напомнил о подвиге жён-мироносиц. Я стала внимательно читать те главы Евангелия, которые описывали пребывание на земле воскресшего Господа!
Вот он сопровождает апостолов в путешествии. И остается неузнанным. Так же, видимо, и я прежде не осознавала, что Эти прекрасные дни от Пасхи до Вознесения Воскресший Христос ходит посреди нас.
С благоговением теперь прихожу в эти светлые пасхальные дни в Храм. И тихо радуюсь. Он здесь, Он воскрес!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема