
Татьяна Любомирская
Все мы помним то печальное время, когда во всем мире был объявлен карантин, и наши передвижения были строго ограниченны. Именно тогда каждый оценил простые житейские радости, которые мы, порой, не замечали в суете повседневности. Прогулки, встречи с друзьями, путешествия, концерты, театры, работа, дыхание без защитных масок ‒ всё это оказалось настоящим и, увы, не доступным теперь счастьем.
Но самой большой потерей для христиан стало ограничение на посещения храмов. Службы совершались узким кругом священнослужителей и клира, без прихожан, а миллионы верующих остались без Божественной Литургии и Причастия. Думаю, в то время каждый из нас по-настоящему ощутил всю тяжесть такой потери.
Особенную тревогу вызывал тот факт, что карантин пришелся на время Великого поста и Светлого Христова Воскресения. Как же не провести эти дни в церкви? Особенно, конечно, все мечтали оказаться в храме на Пасху, но этим чаяниям не суждено было сбыться. Карантин не заканчивался, и предписания городских властей строго-настрого запрещали людям выходить из дома.
В то время я пела в одном из подмосковных храмов. Меня и еще одну девушку с клироса внесли в список тех, кто участвует в Богослужениях. Поочередно мы ездили на службы и пели в пустой церкви. Именно тогда мое пение действительно предназначалось только Господу и больше никому, и я чувствовала, как разговариваю с Ним. И всё же... это было грустное время, ибо отсутствие прихожан только обостряло ощущение ценности и значимость соборной молитвы.
На Страстную неделю мне было совсем тоскливо. Дело в том, что еще до карантина я планировала после Пасхи поехать в страну, где жил мой близкий друг. Мы не виделись почти год, и я очень сильно скучала. Все эти долгие дни пандемии я надеялась, что всё как-то устроится, но вот уже завтра Пасха, а послезавтра должен был состояться мой вылет. И всё не так, как я хочу. И ночная Литургия пройдет без людей и всеобщего ликования, и поездка не состоится.
В печальном и совсем не праздничном настроении я ехала в пустом автобусе в свой храм. Поднявшись на клирос, я уныло оглядела безлюдный храм. В то самое время, когда внизу должны были стоять сотни прихожан, предвкушающих радость Христова Воскресения, там не было никого, кроме супруги священника и чтеца. Я представила крестный ход без людей, представила возгласы «Христос Воскресе!», на которые никто не ответит, а потом вспомнила про свое отмененное путешествие и едва не расплакалась. Мне казалось таким несправедливым, что я лишилась этой поездки и встречи с другом.
И вдруг... меня словно током пронзила очень простая мысль. Да, я не увижу друга, но ведь я встречу воскресшего Христа! Скольким людям в нашей стране выпало счастье провести самый великий Праздник не дома, у телевизора, а в храме? Скольким людям дозволено причаститься на Божественной Пасхальной Литургии? Да ведь таких единицы, и в их числе ‒ я! И у меня еще хватает дерзости сетовать, что сорвалась обычная увеселительная поездка. Конечно, я скучаю по другу, но карантин не продлится вечно. Рано или поздно, но мы увидимся. Но главное, что здесь и сейчас я по-настоящему праздную Воскресение Христа!
И сразу в мое сердце вернулась радость. Я пела Пасхальную службу в тихом пустом храме, громко кричала «Воистину Воскресе!» и чувствовала огромную благодарность Господу. Если уж это не счастье, то тогда что?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема