Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Человек человеку волк» — так звучит крылатое выражение, возникшее ещё в период глубокой античности. Древнеримский автор поговорки — поэт Плавт — с сожалением констатировал, что окружающее его общество живёт в состоянии жестокой конкуренции за власть, деньги, влияние. И подчас люди относятся друг ко другу ничуть не лучше волков. Евангелие призывает нас к совершенно иному взгляду на человека. К какому? Давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 4.

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Мы услышали притчу Господа Иисуса о сеятеле. Тот идёт по полю и разбрасывает семена, судьба которых разнится. Одно семя падает на обочине и его уносят птицы. Второе — оказывается на каменистой земле, быстро всходит, но также быстро засыхает, так как не имеет корней. Третье семя, может быть, и хотело бы вырасти, но сорняки не дали ему этого сделать. Наконец, четвёртое семя, оказавшись на плодородной почве, даёт сеятелю долгожданные плоды.

Можно предположить, что в притче Христа речь идёт о конкуренции. Семена, на первый взгляд, как будто соревнуются друг с другом — устраивают конкурс на то, чья судьба окажется более успешной. Но вот что интересно. Конкуренция, на самом деле, происходит не между семенами. И Бог, скажем мы, забегая вперёд, не организовывает между нами никакого соревнования. Каждое из семян (то есть каждый из людей) борется фактически само с собой и окружающими условиями. Где-то само семя виновато в том, что плод так и не созрел. А где-то виной, на первый взгляд, стали сторонние факторы. Но такая логика имеет место только при буквальном прочтении притчи Спасителя.

Христос же прямо говорит о том, что рассказанная Им история иллюстрация того, как люди реагируют на проповедь Евангелия. Для одних слушателей слова Господа Иисуса оказываются на задворках сознания — о том говорит нам образ семени, оказавшегося на обочине. Другой человек слышит призыв Христа, вроде бы отзывается на него, но при выборе между верой и комфортом греха выбирает второе. О том повествует образ окаменевшей почвы. Третьи люди и рады были бы следовать за Спасителем, но сорняки страстей оплетают их — не снаружи, а изнутри — и не позволяют жить по Евангелию.

Наконец, упоминаются в притче благодарные и трудолюбивые слушатели, принимающие Христово учение и дающие добрые плоды жизни согласно заповедям. И получается, что, на самом деле, нет никакой конкуренции между людьми в смысле обладания евангельской благодатью. Каждый из нас соревнуется исключительно с собой в плане преодоления себя, а также внутренних и внешних преград, на пути к Царству Божию.

И человек (в отличие от семени) вполне может изменить и себя, и некоторые обстоятельства жизни. Были бы только желание и решимость. А ещё — понимание, что спасение подаётся только Богом. Ведь по-настоящему доброе и ценное дело можно исполнить только с помощью Господа. При этом, никто не запрещает нам просить о поддержке близких по духу людей, тех, кто уже имеет определённый духовный опыт. И призваны мы стоять не сами по себе, а неравнодушно относиться к нуждам братьев и сестёр по вере. Чтобы урожай Господа-сеятеля оказался по-настоящему богатым.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!