Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 13-19
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Существует христианский перечень свойств Бога. Так, мы знаем, что Бог всеведущ, вездесущ, благ и всемогущ. Конечно, это далеко не все известные нам свойства Божии, но этого перечисления достаточно для понимания того, что Бог ничем не ограничен. Следовательно, от Него невозможно скрыться, и Он способен благотворить без каких-либо ограничений, никто не может сказать, что Бог его «не заметил», Бог «замечает» всех и каждого, Он слышит любую нашу просьбу, даже ту, которую мы не в состоянии высказать словами. Вполне закономерно, что есть люди, которые, зная всё это, искренне не понимают, зачем вообще нужны священники, если общение с Богом возможно без каких бы то ни было посредников. Ответ на этот вопрос мы можем найти в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 3-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.
Нам известны многочисленные истории Ветхого Завета, в которых Бог напрямую взаимодействовал с избранными Им людьми: к примеру, с праотцом Авраамом, с Моисеем, с царём Давидом и с пророками. Новый Завет также показывает нам, что такой способ взаимодействия Бога и человека по-прежнему актуален, здесь мы можем вспомнить святого апостола Павла, который воспринял евангельскую истину напрямую от Спасителя уже после Христова Вознесения. Можем мы вспомнить и святых, путь которых в Царство Христово проходил вдали от людей: здесь в качестве всем известного и очень яркого примера можно назвать преподобную Марию Египетскую. Более того, и среди наших современников есть те, кто пришёл в Церковь исключительно по прямому призыву Божию. Мы видим, что такой путь возможен. Вместе с этим мы видим и то, о чём повествует только что прозвучавший евангельский отрывок: Сам Христос, Который без всяких сложностей мог исцелять людей без Своего личного присутствия, здесь достаточно вспомнить исцеление слуги капернаумского сотника (см. Мф.8:5—13), для чего-то избирает апостолов и даёт им «власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:15)
Для чего же Он это сделал?
Для чего вообще нужно человеческое посредничество между Богом и людьми?
Ответом нам может послужить история Моисея, этого человека, пожалуй, больше, чем кого-либо другого можно назвать «посредником». Он, как мы помним из библейской книги Исход, был единственным представителем избранного Богом народа, способным к непосредственному богообщению. Здесь важно заметить, что у других его соплеменников такое попросту не получалось, они оказывались не в силах предстоять перед Богом, особенно же ярко их неспособность проявилась тогда, когда во время длительного отсутствия Моисея на горе Синай евреи не выдержали и сделали себе для религиозного поклонения золотого тельца (см. Исх. 32). Конечно же, было бы крайне наивно полагать, что современники и соплеменники Моисея были какими-то особенно невежественными, нет, они были точно такими же, как и абсолютное большинство других людей: они не имели тех сил души, которые существенно необходимы для непосредственного общения с Богом. В первую очередь речь идёт о вере. Именно вера исцелила слугу римского сотника из Капернаума без личного присутствия Спасителя, ну а отсутствие веры привело древних евреев к уклонению в идолопоклонство во время отсутствия Моисея.
Увы, но абсолютное большинство людей не имеет той веры, которая делала бы возможным непосредственное богообщение, однако Бог всё это прекрасно знает, и чтобы никто не был лишён спасения, Он сделал возможным ещё один путь: путь, который подразумевает помощь одного человека другому. Именно по этой причине появилось установленное Богом священство.
Дай Бог, чтобы наши священнослужители всегда находилось на высоте своего призвания, и если это будет так, то, глядя на них, никому не придёт в голову вопрос о том, зачем же они, собственно, нужны.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов