2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим из нас сегодня кажется, что непременным условием настоящей свободы оказывается богатство. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы второго послания апостола Павла к кориняфанам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Отрывок, который мы сейчас услышали, — это часть пространной речи апостола Павла, в которой он просит коринфских христиан оказать финансовую помощь иерусалимской общине. «Вы верите, — говорит он, — это прекрасно. Как прекрасны ваши речи и стремление к познанию и вообще всякое усердие... Но проявите своё христианство на практике и окажите реальную помочь братьям, которые оказались в трудной ситуации». Апостол не принуждал христиан Коринфа, хотя как основатель их общины мог бы говорить в других выражениях. Вместо этого он просто привёл им в пример другие общины, которые проявили свою щедрость, что для коринфян должно было стать своеобразным вызовом.
В обычной жизни люди уверены, что деньги позволяют им действовать свободнее, потому что свободу мы ассоциируем с удовлетворением желаний. Захотелось съесть то или иное блюдо — пошёл в ресторан и съел, захотелось побывать на курорте — купил билеты и слетал. Не случайно же есть выражение «любой каприз за ваши деньги». Но является ли возможность удовлетворить любой свой каприз, любой грех и страсть настоящей свободой? Думаю, что нет, и это очевидно. И дело не в каком-то христианском морализаторстве, но просто в объективной оценке. Желания у человека могут быть разными. Несомненно, часть из них можно удовлетворить с помощью денег. Но опыт показывает, что привычка удовлетворять желания таким способом приводит к тому, что человек распространяет её на все прочие сферы жизни. Например, ему хочется, чтобы дети его любили и уважали, и он заваливает их подарками... покупая их эмоции. Хочется мирных отношений с супругой или супругом — то же самое. Зачем тратить время на установление личных связей, зачем просить прощения, если обидел, ведь всё могут решить деньги. Естественно, не всегда это так, но опасность очень велика. Стремясь к подлинной свободе, человек призван стать свободным и от этих порочных стратегий в своём поведении. От скупости, от превозношения, которое является частым спутником богатства.
Понимая это, апостол Павел призывает учеников осознать жертвенность Христову и «обогатиться Его нищетою». С филологической точки зрения, это звучит как оксюморон, потому что нищета не может быть богатой. И всё же обогатиться нищетой вполне возможно, так как нищета даёт новый опыт восприятия реальности, в ней есть только ты и Бог, Которому ты доверяешь. Не своим силам, не своим деньгам, но Ему, Творцу мира. При этом важно понимать, что апостол не призывал учеников совершенно всё отдать христианам Иерусалима или кому бы то ни было ещё. Его призыв был призывом к тому, чтобы научиться щедрости и жертвенности, а через них обрести опыт деятельной любви и настоящей свободы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
«За все грехи человеческие каюсь перед Тобой»
За все грехи человеческие каюсь перед Тобой, Господи Многомилостивый.
Посмотри, семя всех грехов в крови моей! Усердием своим и милостью Твоею, сна не ведая, искореняю злое семя сие. Чтобы не плевелы, а пшеницу приносила нива Господня.
Каюсь за всех обременённых, изнемогающих под тяжестью бремени своего и не умеющих принести заботы свои Тебе. Немощному человеку и малое бремя невыносимо, для Тебя же горы бед, словно комок снега, брошенный в печку раскалённую.
Каюсь за всех болящих, ибо болезнь — плод греха. Из души, очищенной покаянием, вместе с грехом и болезнь исчезает, и Ты в неё вселяешься, Здоровье Вечное.
Каюсь за всех неверующих, которые, от неверия своего, обременяющих себя и ближних болезнями и заботами.
За всех хулящих Тебя каюсь, не знают они, что хулят Хозяина, что питает и одевает их.
Каюсь за всех человекоубийц, отнимающих чужие жизни ради сохранения своей. Прости им Многомилостивый, ибо не ведают, что творят. Не ведают они, что одна жизнь и один человек во вселенной. Вот и режут они половину сердца, чтобы другую сохранить. Ах, как мертвы те, кто отрезает полсердца для себя.
За клятвопреступников каюсь, ибо они суть самоубийцы.
За всех грабящих братьев своих и собирающих богатство бесполезное, плачу и воздыхаю, ибо похоронили они душу свою и не имеют с чем предстать пред лице Божие.
Всех гордых и надменных оплакиваю, ибо перед Тобою они — нищие с пустой сумою.
Плачу и воздыхаю за всех пьяниц и чревоугодников, ибо стали рабами рабов своих.
Каюсь за всех прелюбодеев, ибо предали они доверие Духа Святого, их избравшего для создания жизни. Они же, служение жизни обратили в разрушение её.
За всех многоглаголющих каюсь, Господи, ибо дар Твой — дар слова, превратили они в песок, ничего не стоящий.
За всех разрушителей очагов и мира ближних своих каюсь и воздыхаю, ибо проклятие навлекают на себя и народ свой.
За все уста лживые, за все глаза солгавшие, за все сердца гневливые, за все утробы ненасытные, за все умы злонамеренные, за всякую волю злую, за все помыслы недобрые, за все воспоминания лютые — каюсь, плачу и воздыхаю.
За всю историю рода человеческого от Адама и до меня грешного каюсь, ибо вся история — в крови моей. Ибо я в Адаме и Адам во мне.
За всех великих и малых, что не трепещут перед величием Твоим, плачу и вопию: «Владыко Многомилостивый, помилуй и спаси мя».
«Избави мя, Господи, от всех воспоминаний»
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного. Ибо от воспоминаний делаюсь старым и немощным. Воспоминания убивают моё сегодня. Они душат мой день сегодняшний днём прошедшим и ослабляют надежду мою на будущее, легионы воспоминаний шепчут мне на ухо — будет только то, что было.
А я не хочу, чтобы было только то, что уже было. Я не хочу и Ты, Господи, не хочешь, чтобы будущее было повторением прошлого. Пусть будет небывалое, будет то, чего свет не видел ещё. Слишком драгоценно солнце, чтобы освещать бесконечные повторения.
Проторённые дороги соблазняют путника. Долго земное ходило по земле. Наскучили земле ходоки, из колена в колено, во все времена одни и те же.
Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного.
Воспоминание единственное сохрани и освежи во мне. Сохрани и освежи в сердце моём воспоминание о той славе, в которой я ходил, когда был с Тобой и в Тебе, прежде времени и обмана его.
Когда и я был гармонично троичен во святом единстве, подобно Тебе в вечности.
Когда и моя душа была в согласии с разумом и Жизнью.
Когда и моя душа была девственной утробой, разум мой — девственной мудростью, а жизнь — духовной силой и святостью.
Когда и я был свет, и не было тьмы во мне.
Когда и я был блаженство и мир, и не было во мне муки сомнений.
Когда я знал Тебя, как и Ты знаешь меня, и не был смешан с тьмою.
Когда и я не имел ни границ, ни ближнего, ни деления на «я» и «Ты».
Сие воспоминание не отнимай у меня, обнови его, Родителе мой.
Хотя открывает оно пропасть, по дну которой я влачусь, уничижённый и униженный.
Хотя и разлучает меня оно с друзьями и радостями земными, и сметает все преграды между Вчера, Сегодня и Завтра.
Хотя отчуждает меня от самого себя и делает безумцем в очах спутников моих.
Воистину, не мило мне ни с кем, кроме Тебя, не мило ни одно воспоминание, кроме воспоминания о Тебе.
Милостивый Родитель мой, избавь меня от всех воспоминаний, кроме одного.