
Всякое дыхание да хвалит Господа. Когда я уверовал, эта фраза очень меня тронула. Но как же это может происходить реально? И хочу поделиться с вами такими историями.
Моя знакомая, Мария, ощутила, как по молитвам Господу дикое, хищное животное стало послушным. Однажды Мария шла в отдалённое село по безлюдной просёлочной дороге вдоль поля и леса. Идёт, Богу про себя молится. И вдруг впереди из кустов навстречу ей выходит волк.
Мария остановилась, замерла. Потом перекрестилась и трижды прочитала вслух молитву «Отче наш». А после уже обратилась к «серому»:
— Волчок, не трогай меня, дай мне пройти, очень надо попасть сегодня в соседнее село.
И волк, постояв немного и внимательно посмотрев на женщину, свернул обратно в кусты. Со страхом и молитвой шла Мария мимо того места, где скрылся зверь. А когда прошла опасный участок, обернулась и вновь увидела на дороге того же волка. Он был неподалёку и смотрел на неё.
— Слава Тебе, Боже— крестясь, с благодарностью произнесла женщина и ещё раз прочитала молитву «Отче наш». После того поклонилась лесному зверю, благодаря и его. Волк в ответ опустил голову к земле, затем развернулся и пошёл дальше своей дорогой.
С грехопадением человек утратил Божий дар — жить в любви и безопасности с окружающим животным миром, повелевать им. Примеры из жизни великих святых и праведников прошлого напоминают нам о потерянном рае.
Святой Герасим, живший с братией в пустыне у реки Иордан, однажды исцелил рану дикому льву, и тот стал служить святому, охранять скот. Преподобный Серафим Саровский в дремучем лесу возле своей пустыньки кормил из рук приходившего к нему дикого медведя. Этот же сюжет мы видим и на житийных иконах Преподобного Сергия Радонежского.
Мне очевидны и близки слова псалмопевца и царя Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Я ощущаю, что это истинно так.
Находясь вдали от городского шума и суеты, я сам не раз замечал, как перед закатом солнца на миг весь окружающий животный мир умолкает. И так, замерев, в наступившей тишине славит Бога. Я верю, что творение благодарило Бога за ещё один подаренный день жизни.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема