Гордость — корень всех грехов, иногда проявляется так, что и не ожидаешь. Недавно я поняла, что чрезмерная требовательность к себе может иметь и другую сторону — неумение признать свою неидеальность. Как раз мой случай. «Ну что ты постоянно себя грызёшь? Так ведь и умом можно помрачиться, и в тоску впасть, а наша вера радостна!» — сказал мне муж.
И действительно. У меня внутри будто поселился строгий начальник, который постоянно требует отчёта по многим позициям. И ещё требует, чтоб всё намеченное было сделано на пять с плюсом. И тексты журналистские написаны, и кастрюли начищены. А сколько молитвенных правил я взяла на себя! Благословение у духовника испросила, конечно, но ведь инициатива-то была моя!
И вот снова и снова ставлю себе в конце дня двойки, как нерадивой ученице. И то не сделала, и другое не успела, а молилась так вообще без внимания, в спешке, разве это молитва! Уйди, видеть тебя не хочу, двоечница! — будто говорю сама себе. Вернее, это строгий начальник говорит, который сидит невидимо внутри.
«Но наш Господь — вовсе не этот начальник!» — с улыбкой пояснил мне духовник, когда я принесла свои беды, а вернее, крайнюю свою усталость от самой себя на исповедь. Батюшка мягко указал мне на большую мою ошибку. В психологии это называется перфекционизм, удел людей очень гордых. Да, именно гордых. Поскольку их требования к себе основываются не на желании приблизиться к Богу и служить Ему, но на желании видеть себя идеальными во всём. Получать те самые пятёрки. Но ведь Бог не ставит пометок в зачётке, он просто любит каждого из нас со всеми нашими несовершенствами и неуспехами.
Труды нужно брать на себя по силам, чтоб не казнить себя за некачественные результаты. А Господу вообще не это от нас нужно, не труды сами по себе, а внутренний вектор, который всю нашу деятельность и всю жизнь направляет. Вектор любви. Без этого всё теряет смысл.
«Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Господь призывает нас к совершенству любви, ведь и Сам Он, Солнце Правды, светит всем и каждому, стучится в душу каждого.
До совершенства мне ох как далеко. Так разве же Бог не знает об этом? Но любит меня, как и каждого из детей Своих, и забывать об этом нельзя.
И ещё одну очень важную для меня мысль высказал батюшка: без честного осознания собственной неидеальности путь христианина просто невозможен. И без надежды на Бога, как следствие. Тут, конечно, нужно в другую крайность не впасть: не расслабиться, не махнуть на себя рукой, позволяя себе и тот грех, и этот, дескать, всё равно же меня Бог любит. Нет, речь не об этом. А об осознании своей слабости, несовершенности, неспособности хоть что-то доброе сотворить, если рассчитываешь и надеешься лишь на себя самого.
И знаете, будто покрывало спало с моих глаз, ушёл туман. Поняла я, что никакая я не двоечница. И не отличница. Просто человек, дитя Божье. Что может быть прекраснее, чем это ощущение?
А дела каждодневные... Они не изменились, но я стала вдруг справляться с ними легко. Не на оценку потому что, а для Бога и перед взором Его, а не перед недобрым взглядом какого-то мнимого строгого начальника.
И весь мир вдруг заиграл множеством красок. Наша вера радостна!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России