Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30
Как сделать всё от меня зависящее, чтобы в сложной ситуации не проявить постыдную слабость и не отречься от своей веры? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
История, которую Евангелие предлагает нам сегодня, воспринимается нами как история ужасного вероломства. И, безусловно, так оно и есть. Коварная Иродиада, сговорившись со своей дочерью, интригует против пророка Божия и в итоге добивается своих корыстных целей. Царь Ирод приказывает обезглавить святого. Однако есть в этом рассказе деталь, которая сигнализирует о том, что перед нами не просто история бесстыжей и беспринципной авантюры. Евангелист намекает своим читателям на подлинную трагедию, которая развернулась во дворце иудейского правителя.
Обратите внимание, Ирод не был атеистом или же богоборцем в прямом смысле этого слова. Он не был и язычником. Несмотря на то, что по национальности он был идумей, как один из политических лидеров евреев Ирод исповедовал иудаизм. Следовательно, принадлежал к ветхозаветной, богодухновенной религии. Более того, Евангелие прямо говорит о том, что он почитал Иоанна как пророка Божия. Он боялся его, берёг его, любил слушать его наставления и исполнял то, что Иоанн ему говорил. То есть, даже будучи заключённым в темнице, Предтеча являлся кем-то вроде придворного пророка. И сердце царя было к нему очень расположено и открыто. И кто знает, какие духовные плоды мог бы принести этот союз!
В этом и заключается трагичность ситуации. Ирод — не классический злодей из комиксов. Перед нами человек, в душе которого много светлого. В нём в достаточной мере присутствует благоговение перед святыней, трепет перед божественным и уважение к посланцам Творца. В достаточной для того, чтобы проявлять страх Божий в спокойной обстановке. Однако вера Ирода превращается в ничто, когда наступает кризисная ситуация. Когда ему предстоит сделать выбор: верность Богу или душевный комфорт. Ирод не может побороть страх перед людьми. Он боится потерять уважение, боится кривотолков, боится, что люди будут смеяться над ним и почитать его никем. Что за правитель, который не держит слово? Этот страх пересиливает, и царь даёт ему в полноте овладеть своим сердцем. Как свидетельствует сегодняшнее церковное песнопение, «не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный». То есть отдал предпочтение не вечному Богу, а этой временной жизни.
Трагедия еврейского правителя красноречиво говорит о сложности духовной жизни. Мало чувствовать Бога. Все мы в той или иной степени Его ощущаем по факту своего рождения. Ведь всякий из нас — образ Божий. Мало читать священные книги, исполнять религиозный ритуал, водить дружбу с религиозными деятелями. Необходимо ежедневно понуждать себя исполнять те заповеди, о которых говорит Евангелие. И в первую очередь те, которые я не хочу исполнять из-за страха потерять своё или не получить желаемое. А это всегда заповеди о служении ближнему и Богу. Когда во всех своих делах мы в первую очередь ищем ответ на вопрос: «Что Ты сейчас хочешь от меня Господи?» И когда во всяком своём начинании мы думаем не о своей выгоде, но о том, как принести пользу тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов