Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Размышляя о прошлом, многим из нас свойственно задумываться о том, что наша личная история, как и история нашей страны или даже целого мира, могла бы развиваться иначе, если бы не произошло того или иного события. Но есть ли толк в подобных сожалениях, если история не имеет сослагательного наклонения? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 23.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

В жизни каждого из нас есть поступки, о которых мы сожалеем. В то же время эмоции, которые мы переживаем, могут быть обманчивы, причём не только для окружающих, но и для нас самих. Иногда на исповеди люди рыдают и упрашивают Бога простить их тяжкий грех, а через время снова его совершают, иногда же, напротив, исповедь бывает практически безэмоциональной, но человек коренным образом меняет свою жизнь.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим пример того, к чему можно прийти, лишь сетуя о прошедшем, но совершенно не меняя жизни в настоящем. Иудеи, окружавшие Христа, действительно переживали о том, что их предки побивали камнями пророков. Они строили пророкам гробницы, стремясь увековечить их память и при этом совершенно не понимали, что лучшим способом сделать это, была бы жизнь в соответствии с их учением. Но выбор иудеев был иным, и вся логика этого выбора вела их к трагичному концу. Именно поэтому мы слышим из уст Спасителя парадоксальный и страшный призыв: «дополняйте же меру отцов ваших». Если бы Он сказал «и вы дополните» или «вы и сейчас дополняете», но Он говорит в повелительном наклонении, впрочем, не столько указывая им, что делать, сколько выражая горькую иронию того, кто поторапливает палача.

Осознавая, что он на пагубном пути, человек обычно довольно долго пытается с собой договориться. Вспоминая то доброе, что есть в его жизни и будучи уверен, что всегда может к этому доброму вернуться, он уверяет себя, что зло совершает лишь вынужденно, под давлением обстоятельств. В словах Спасителя очень хорошо видны подобные метания и ужас положения фарисеев и книжников. Они строят гробницы, которые должны успокоить их совесть, но враждуют с живыми пророками своего времени, потому что боятся их служения, свободного, пламенного, не скованного страхом. Суть пророческого служения противоречит всему настрою фарисеев и книжников, самой их жизни. В итоге их сетования оборачиваются против них, потому что они просто не понимают сути происходящего. Осуждая предков и поступая так же, как они, книжники и фарисеи осуждают самих себя.

История действительно не имеет сослагательного наклонения, но она может учить. Иудеи относились к своей истории очень внимательно, переживали за вавилонский плен, в котором когда-то находились, за захват их территории римлянами. Мы видим, что фарисеи были внимательны даже к истории пророков, но всё же эта история ничему их не научила. Но разве мы не повторяем их пути? Мы нередко сетуем, размышляя о том, как сложилась наша история. Но вместо того, чтобы сетовать и обличать старшее поколение, нам стоит быть внимательными к нашей собственной жизни и стараться прожить её по совести.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!