Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многим кажется, что физический труд — самый тяжёлый, в то время как учёные говорят, что умственный требует не меньшего напряжения и неменьших энергетических затрат. В религиозной жизни человек тоже может трудиться, и труд этот может быть разным по своему характеру, внешним и внутренним. О том, какой из них важнее, Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 23.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Выбирая на рынке фрукты, мы нередко сталкиваемся с тем, что на дне лотков оказываются плоды не такого же качества и не той же свежести, что мы видим на поверхности. Некоторые продавцы явно стремятся к тому, чтобы картинка была привлекательной и только во вторую очередь думают о качестве того, что внутри. Впрочем, даже не будучи продавцами фруктов, сидя в офисе или дома, многие из нас могут сказать о себе, что живём точно так же: больше трудимся над внешним, чем над внутренним. Почему? Причин можно найти много, но зачастую они такие же, как на рынке, — внешне красивое чаще бросается в глаза и обычно ценится дороже. Не случайно же в обществе принято встречать «по одёжке», вот об этой одёжке мы и заботимся.

Но всякий знает, что, купившись на красивую картинку, в итоге мы сталкиваемся с качеством купленного продукта. Подобным образом и в человеческом общении, обращая внимание на того, кто производит эффектное впечатление, мы в итоге больше радуемся тому, кто умеет мирно жить, чем тому, кто искромётно шутит. Потому что, если человек постоянно конфликтует, гордится и превозносится, с ним будет невыносимо, несмотря на его любовь к юмору.

Что же нам мешает заботиться о внутреннем так же, как о внешнем? Казалось бы, всем от такой заботы было бы только лучше, и нам, и окружающим. Обычно оправдываясь, мы отвечаем, что наши ресурсы ограничены и нам приходится выбирать, на что их потратить. Отчасти это верно, но всё же не вполне. Как фрукты проще красиво уложить, чем все их перебирать, так и нам проще прилично себя вести, вместо того чтобы наводить порядок в собственной душе.

В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус Христос говорит о пагубности подобного поведения. О тех, к кому Он обращался, нельзя сказать, что они были ленивы, как нельзя этого сказать и сегодня о тех, кто заботится о внешней красоте. И всё же, если мы задумаемся о подобном поведении, мы поймём, что, поступая так, мы идём по пути наименьшего сопротивления. Я имею в виду сопротивление внутреннее. Вот Спаситель упоминает о десятине с аниса и тмина, которую приносят фарисеи. Собрав урожай специй, они скрупулёзно отделяли десятую часть для того, чтобы исполнить закон. Казалось бы, трудная работа, ведь нужно иметь терпение и усидчивость... Но, думаю, многие согласятся с тем, что ухаживать за человеком с деменцией труднее, как труднее с любовью относиться к выходкам строптивого подростка или непослушного младенца.

Внешняя работа кажется важной, потому что она на виду, и мы думаем, что без неё не обойтись. В кратковременной перспективе это так, но задумываясь о жизни в целом, надо помнить, что внешнее не может быть живым и полноценным без внутреннего. Эта внутренняя нравственная и аскетическая работа трудна, но только тогда, когда она совершается, всё внешнее обретает смысл.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!