Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12
Между «быть» и «казаться» христианство призывает нас однозначно выбрать первое. Ведь рано или поздно истина всё равно вырвется наружу, и никакая оболочка внешнего образа не способна будет её сдержать. В особенности тогда, когда человек выпадает из зоны комфорта. Именно об этом и говорит нам сегодняшнее евангельское чтение — отрывок из 12й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.
В дореволюционной России к актерской профессии относились с подозрением. Хорошо видно это на примере рассказа Чехова «Панихида», в котором отец умершей дочери-актрисы пишет её имя в поминальной записке с приставкой «блудница». Даже вразумление священника не в состоянии разубедить героя Чехова в том, что его дочь посвятила жизнь чему-то неправильному. Хотя этот выбор был обусловлен невниманием родителя, отсутствием полноценного воспитания с его стороны. Но, тем не менее, подозрительное отношение к актерству было, конечно же, вызвано прозвучавшим уже замечанием. Люди не только актерской, но и в целом — творческих профессий часто склонны между «быть» и «казаться» выбирать «казаться».
К принципиально иному призывает нас Священное Писание, что хорошо видно на примере прозвучавшего отрывка из Евангелия от Луки. Христос предостерегает апостолов от подражания фарисеям и прочим законникам древнего Израиля. Те делали акцент на внешнем благочестии. Некоторые из этих людей даже специально покрывали лица белой пудрой, чтобы казаться суровыми аскетами. Но Спаситель предрекает: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».
Значение этих слов заключается в следующем. Когда Господь говорит о лицемерии фарисеев, он использует слово, означающее не просто ложь, а артистичность — показное поведение, направленное на то, чтобы впечатлить публику. Это чувство буквально раздувает человека изнутри (как дрожжи — тесто), подталкивает его к самолюбованию и саморекламе. Но нет ничего сокровенного. И как бы человек ни пытался замаскировать убогость внутреннего мира с помощью внешнего благочестия, всё его нутро рано или поздно вылезет наружу. Как, собственно, произошло с оппонентами Христа.
Люди, еще вчера претендовавшие на место духовных лидеров народа, столкнувшись со Христом, не только явили свою горделивую суть, но и превратились в причину гибели древнего Израиля. Именно с благословения фарисеев началось восстание 70 года первого века, в результате которого Иерусалим и его храм оказались разрушены.
Поведение Своих противников Христос именует хулой на Духа Святого и подчеркивает, что данный грех не будет прощен. Не потому, что Господь жесток и мстителен, а потому что гордец не нуждается в прощении. Законники Израильские прекрасно понимали, Кем является Христос, но отказались Его принять. Не только потому, что Спаситель угрожал их влиянию на общество, но и потому, что Сын Божий видел и обличал ложь фарисеев. А они вместо того, чтобы признать ошибки и покаяться, вновь между «казаться» и «быть» выбрали «казаться».
Прозвучавшее евангельское чтение учит нас, насколько важным является быть честным перед собой и перед Богом. И насколько губительным может оказаться лицемерие. Быть может, на первых порах оно и способно произвести на кого-то впечатление, замаскировать проблемы глубинной духовности. Но впоследствии, высосав из нас все внутренние силы, лицемерие обязательно подставит свою жертву, явив миру духовную несостоятельность человека. Потому будем заботиться не о том, чтобы казаться, а чтобы быть — чистыми, светлыми, добрыми благодаря искренней вере в Бога. И тогда мы обретем в Нем настоящую и несокрушимую опору.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов