Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33
Об эпохальном споре тупо и остроконечников можно прочитать в первой части сказочных приключений Гулливера. Незадачливый герой Джонатана Свифта оказывается в стране лилипутов, где вот уже много лет люди спорят о том, с какой стороны следует разбивать яйца — с острой и или тупой. В подобные по значимости споры когда-то пытались втянуть Христа. Об этом, в частности, говорится в отрывке из 22й главы Евангелия от Матфея. Данный текст читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.
Мы стали свидетелями одной из финальных попыток оппонентов Христа уличить Его в ереси. К Господу Иисусу приходят так называемые саддукеи — члены иудейской секты, отрицавшей бессмертие души и воскресение мертвых. Саддукеи также были известны своим лояльным отношением к Римской империи, за что постоянно укорялись другой сектой — фарисейской. Но общее сопротивление Христу извечных и непримиримых врагов на время объединило. Саддукеи спрашивают Спасителя о том, будет ли действовать закон левирата за порогом земного существования?
Левират, или по-славянски — ужичество, предполагал, что в случае ранней смерти мужа его бездетную вдову должен взять в жены брат покойного. И дети считались наследниками не физического отца, а того самого безвременно умершего. Саддукеи, не верившие в бессмертие души, с помощью предельно абсурдного закручивания ситуации пытаются и Христа опозорить, и доказать истинность своих убеждений. Еще раз — вот как звучит история лукавых искусителей. Одна иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как законная супруга с каждым из них. С помощью подобной софистики — теоретической конструкции, которая вряд ли возможна в реальной жизни — саддукеи уже одерживали, видимо, верх в спорах с фарисеями. Потому и здесь рассчитывали на победу.
Но не тут-то было. Христос отказывается пускаться в рассуждения в формате «если бы да кабы» и не ввязывается в пустую дискуссию. Тем более, что правду его оппоненты, не ищут. Им нужно было только опозорить Спасителя. Христос же использует вопрос саддукеев, чтобы поговорить о значительно более важных и нужных вещах — о природе Царства Небесного и о том, чем оно (это Царство) будет являться на практике для человека. Христос, в первую очередь, разрушает наивное и приземленное представление о том, что Царство Божие — царство на земле, где земная жизнь продолжится в её лучшем, то есть обильном в плане материальных благ, варианте.
Христос прямо говорит, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для греха и смерти. А потому станут не нужны брак и деторождение — способы продлить своё бытие в жизни наследников. Христос не пытается унизить брак, но демонстрирует следующее. Царство Божие придет в силе и славе тогда, когда ресурс плодиться и размножаться у человечества завершится. Когда витальная сила окончательно закончится, и настанет время суда. И в этом новом, до конца неописуемом мире жить в радости и гармонии будут те, кто своё бытие основал на вере и любви к Богу. Как праведники древности — Авраам, Исаак, Иаков — которых вспоминает Христос, говоря: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
Это, к сожалению, не совсем верный перевод. Более точно он звучит так. Не «ибо у Него все живы», а «ибо все (живые) для Него живут». Вечную жизнь, как полноценное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти. Вера станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И царем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. И Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов