
Фото: PxHere
«Неведомая южная земля» — так называли сегодняшнюю Антарктиду ещё в 4-м веке до нашей эры. Древнегреческий учёный Аристотель допускал существование суши на южном полюсе. Он писал: «Обитаемая земля делится на две части: одна — у верхнего полюса, где живем мы, другая — у противоположного полюса, к югу». Правда, долгое время это были всего лишь догадки. Серьёзные попытки отыскать Антарктиду начались только в XVII-м столетии. А окончательно удостовериться в том, что континент действительно существует, мореплаватели смогли в первой половине XIX века. Кто же бороздил моря в поисках Антарктиды, и кому в конце концов, довелось открыть самый южный материк нашей планеты?
Первым отправился на поиски «неизведанной южной земли» британский исследователь Джеймс Кук. Он трижды пересёк Южный полярный круг, но сушу так и не обнаружил. В 1777 году разочарованный Кук заявил, что никто и никогда не найдёт южные земли. Мореплаватель, однако, поторопился с выводами. В начале XIX-го столетия английский предприниматель Уильям Смит перевозил по морю товар из Аргентины в Чили. В проливе Дрейка его судно отклонилось от курса и пошло намного южнее, чем планировалось. Неожиданно на горизонте показался берег! Так были открыты неизвестные прежде Южные Шетландские острова. И всё же это была ещё не Антарктида...
В 1819-м году по инициативе императора Александра Первого началась подготовка к первой русской антарктической экспедиции. На поиски континента снарядили два исследовательских судна — «Восток» и «Мирный». Корабли тщательно подготовили к длительному и небезопасному путешествию в суровых южных водах, укрепили для противостояния ледяным полям и оснастили самыми современными навигационными приборами. Командой из опытных моряков и ученых руководили мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен. Экспедиция стартовала из Кронштадта в июле 1819 года. А 28 января 1820-го впервые в истории человечества достигла ледяных полей Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев увидели береговую линию, покрытую льдами. В тот день Беллинсгаузен записал в своём дневнике: «Мы встретили... ледяное поле, усеянное буграми». Эта запись стала первым документированным свидетельством о существовании Антарктического материка. Экспедиция продлилась более двух лет. За это время Беллинсгаузен и Лазарев провели детальные исследования антарктических вод, изучили климатические и природные условия. На карту были нанесены новые территории: острова Петра I и другие. Художник экспедиции, Павел Михайлов, сделал множество точных рисунков этих географических объектов. 24 июля 1821 года экспедиция вернулась в Кронштадт.
Год спустя в журнале «Казанский вестник при императорском Казанском университете» появился первый публичный отчёт об антарктической экспедиции — статья «Плавание шлюпа Восток в Южном ледовитом море». Её написал астроном экспедиции Иван Симонов. А в 1831-м была опубликована фундаментальная работа Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света».
По сей день антарктическая экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева остаётся одной из самых значимых в истории географических открытий. Она первая документально подтвердила существование Антарктиды и положила начало дальнейшим научным исследованиям полярных регионов.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема