
Эта история произошла со мной много лет назад. Но я до сих пор вспоминаю ее со стыдом. Хотела бы поделиться духовным опытом проживания своей ошибки и осознания своей неправоты.
Вам знакомо такое выражение «у меня чувство обостренной справедливости»? Когда—то я считала это своей особенностью, не сказать, достоинством. Мне казалось, что, если меня обидели, задели, обидчику непременно нужно все высказать в лицо. Если что-то, по моему мнению, происходило неправильно, несправедливо, ситуации тоже непременно нужно было дать оценку.
Часто, даже не разобравшись до конца, я так и делала. И не пытаясь понять людей и их мотивы. Мне по самонадеянности казалось, что я то точно знаю, как правильно поступать. Много лет пребывала в этом лукавом, иллюзорном представлении о себе. На самом деле это — самая настоящая духовная слепота, переоценка значимости собственного мнения.
Как-то раз я серьезно поссорилась с одним человеком. Разорвала с ним отношения. Боль от сказанных им слов, как ржавчина, разъедала сердце. Я прокручивала в голове подобности конфликта, обида была так сильна, что буквально парализовала меня. Ни о чем другом не могла думать. Я жаждала вылить свою боль, пожаловаться кому-нибудь на него, а говоря по-христиански, — осудить. Нашлись «благодарные уши» подруги.
В гостях я подробно и в красках рассказывала ей подробности ссоры, не скупясь в оценках поведения обидчика. Злые слова пестрили в моей гневной речи! И я даже радовалась, что теперь не только я знаю, какой недостойный и не заслуживающий уважения он человек.
На какой-то миг мне показалось, что я испытала облегчение, мы попрощались с подругой. Я вышла. Но буквально через несколько минут после того, как покинула ее дом, во дворе, мимо меня прямо по луже проехала машина и с ног до головы обдала меня грязью.
Я замерла. Нет, не в гневе. В осознании смысла произошедшего. «С тобой сейчас сделали то же самое, что ты совершила час назад» — сказала я себе. Нельзя осуждать, нельзя обливать грязью другого человека. Прав он, не прав. Нельзя и все. У Бога свой суд и мы не вправе вмешиваться. Не вправе со своим мнимым «чувством справедливости» говорить, как нужно поступать. И у того человека, который представляется недругом, обиды может быть ничуть не меньше, а может и на порядок больше, чем у тебя. У него может быть свое обостренное чувство справедливости.
Такой отвратительной теперь мне виделась моя пламенная речь у подруги. Такое жгучее чувство стыда ошпарило, что помню его до сих пор.
Я медленно пошла домой, думая о том, что за каждое слово нам придется ответить. Грязную одежду отстирать можно. Душу бы успеть «отстирать». А в следующий раз простить обиду. И, если не получается «благословить злословящего тебя», то хотя бы, не осудить.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение
«Утреннее чудо»

Фото: ClickerHappy / Pexels
Сегодня утром было такое зрелище: дождливое осеннее утро, низко нависшие синие тучи, тёмно-зелёная хвоя среди обедневших ветвей дерев и виднеющийся из окна белый массивный храм.
Мгновенье и вдруг ― о, чудо! ― сквозь непроглядные тучи пробивается столп света и озаряет стены храма: белые и золотые оттенки начинают буквально сиять на фоне окружающего тёмно-синего пространства! А потом ещё мгновенье — и всё снова померкло.
Так и душа вынырнет вдруг, заблистает, озарённая божественным светом от света Таинства Причастия в храме и вновь тускнеет, храня в себе эту способность блистать. И помнит о ней, и тоскует о своей утерянной красоте и стремится к ней!
Текст Сестры Ольги Н. читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 апреля. Об истории герба

Сегодня 11 апреля. В этот день в 1857 году царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла.
Об истории герба — протоиерей Игорь Филяновский.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья. В 1497 году двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III вместе с изображением Святого Георгия. В российской историографии принято считать, что в Россию герб попал от византийской династии Палеологов. Софья Палеолог была женой великого князя Ивана III и приходилась бабушкой Ивану Грозному. При династии Романовых герб получил регалии царской власти — скипетр и державу. При Петре I орел стал изображаться черным. На его крыльях стали изображать щиты царств и великих княжеств, входящих в состав расширяющейся империи. При Александре I вместо скипетра и державы в лапы орла были вложены факел, лавровый венок и лента, а крылья орла были опущены вниз. При Николае I орел снова расправил крылья, и на них вернулись гербы царств, которых теперь стало больше. Кроме того, на герб вернулась и третья корона. Наконец, при Александре II была проведена настоящая геральдическая реформа. Впервые герб был закреплен законодательно и были учреждены большой, средний и малый государственные гербы. После революции 1917 года герб, как и многие российские знаки отличия, были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введен новый государственный герб. Двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема