
Эта история произошла со мной много лет назад. Но я до сих пор вспоминаю ее со стыдом. Хотела бы поделиться духовным опытом проживания своей ошибки и осознания своей неправоты.
Вам знакомо такое выражение «у меня чувство обостренной справедливости»? Когда—то я считала это своей особенностью, не сказать, достоинством. Мне казалось, что, если меня обидели, задели, обидчику непременно нужно все высказать в лицо. Если что-то, по моему мнению, происходило неправильно, несправедливо, ситуации тоже непременно нужно было дать оценку.
Часто, даже не разобравшись до конца, я так и делала. И не пытаясь понять людей и их мотивы. Мне по самонадеянности казалось, что я то точно знаю, как правильно поступать. Много лет пребывала в этом лукавом, иллюзорном представлении о себе. На самом деле это — самая настоящая духовная слепота, переоценка значимости собственного мнения.
Как-то раз я серьезно поссорилась с одним человеком. Разорвала с ним отношения. Боль от сказанных им слов, как ржавчина, разъедала сердце. Я прокручивала в голове подобности конфликта, обида была так сильна, что буквально парализовала меня. Ни о чем другом не могла думать. Я жаждала вылить свою боль, пожаловаться кому-нибудь на него, а говоря по-христиански, — осудить. Нашлись «благодарные уши» подруги.
В гостях я подробно и в красках рассказывала ей подробности ссоры, не скупясь в оценках поведения обидчика. Злые слова пестрили в моей гневной речи! И я даже радовалась, что теперь не только я знаю, какой недостойный и не заслуживающий уважения он человек.
На какой-то миг мне показалось, что я испытала облегчение, мы попрощались с подругой. Я вышла. Но буквально через несколько минут после того, как покинула ее дом, во дворе, мимо меня прямо по луже проехала машина и с ног до головы обдала меня грязью.
Я замерла. Нет, не в гневе. В осознании смысла произошедшего. «С тобой сейчас сделали то же самое, что ты совершила час назад» — сказала я себе. Нельзя осуждать, нельзя обливать грязью другого человека. Прав он, не прав. Нельзя и все. У Бога свой суд и мы не вправе вмешиваться. Не вправе со своим мнимым «чувством справедливости» говорить, как нужно поступать. И у того человека, который представляется недругом, обиды может быть ничуть не меньше, а может и на порядок больше, чем у тебя. У него может быть свое обостренное чувство справедливости.
Такой отвратительной теперь мне виделась моя пламенная речь у подруги. Такое жгучее чувство стыда ошпарило, что помню его до сих пор.
Я медленно пошла домой, думая о том, что за каждое слово нам придется ответить. Грязную одежду отстирать можно. Душу бы успеть «отстирать». А в следующий раз простить обиду. И, если не получается «благословить злословящего тебя», то хотя бы, не осудить.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема