Эта история произошла со мной много лет назад. Но я до сих пор вспоминаю ее со стыдом. Хотела бы поделиться духовным опытом проживания своей ошибки и осознания своей неправоты.
Вам знакомо такое выражение «у меня чувство обостренной справедливости»? Когда—то я считала это своей особенностью, не сказать, достоинством. Мне казалось, что, если меня обидели, задели, обидчику непременно нужно все высказать в лицо. Если что-то, по моему мнению, происходило неправильно, несправедливо, ситуации тоже непременно нужно было дать оценку.
Часто, даже не разобравшись до конца, я так и делала. И не пытаясь понять людей и их мотивы. Мне по самонадеянности казалось, что я то точно знаю, как правильно поступать. Много лет пребывала в этом лукавом, иллюзорном представлении о себе. На самом деле это — самая настоящая духовная слепота, переоценка значимости собственного мнения.
Как-то раз я серьезно поссорилась с одним человеком. Разорвала с ним отношения. Боль от сказанных им слов, как ржавчина, разъедала сердце. Я прокручивала в голове подобности конфликта, обида была так сильна, что буквально парализовала меня. Ни о чем другом не могла думать. Я жаждала вылить свою боль, пожаловаться кому-нибудь на него, а говоря по-христиански, — осудить. Нашлись «благодарные уши» подруги.
В гостях я подробно и в красках рассказывала ей подробности ссоры, не скупясь в оценках поведения обидчика. Злые слова пестрили в моей гневной речи! И я даже радовалась, что теперь не только я знаю, какой недостойный и не заслуживающий уважения он человек.
На какой-то миг мне показалось, что я испытала облегчение, мы попрощались с подругой. Я вышла. Но буквально через несколько минут после того, как покинула ее дом, во дворе, мимо меня прямо по луже проехала машина и с ног до головы обдала меня грязью.
Я замерла. Нет, не в гневе. В осознании смысла произошедшего. «С тобой сейчас сделали то же самое, что ты совершила час назад» — сказала я себе. Нельзя осуждать, нельзя обливать грязью другого человека. Прав он, не прав. Нельзя и все. У Бога свой суд и мы не вправе вмешиваться. Не вправе со своим мнимым «чувством справедливости» говорить, как нужно поступать. И у того человека, который представляется недругом, обиды может быть ничуть не меньше, а может и на порядок больше, чем у тебя. У него может быть свое обостренное чувство справедливости.
Такой отвратительной теперь мне виделась моя пламенная речь у подруги. Такое жгучее чувство стыда ошпарило, что помню его до сих пор.
Я медленно пошла домой, думая о том, что за каждое слово нам придется ответить. Грязную одежду отстирать можно. Душу бы успеть «отстирать». А в следующий раз простить обиду. И, если не получается «благословить злословящего тебя», то хотя бы, не осудить.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











