Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 22-34
Иван Карамазов — герой всемирно известного романа Достоевского «Братья Карамазовы» — представляет собой блестящую иллюстрацию воинствующего безбожия. Иван не только борется с Богом, но и доказывает возможность для человека быть хорошим самостоятельно, без какой-либо поддержки от, как он выражается, «боженьки». Тому, возможна ли подобная самостоятельность и чего, на самом деле, хочет от нас Бог, отчасти посвящен отрывок из 14 главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Достоевский писал свой роман значительно раньше тех времен, когда безбожники получили возможность реализовывать свои идеи на практике. И литератор фактически оказался пророком — атеистический гуманизм всякий раз оборачивался катастрофой, приводил к уничтожению миллионов людей. Но вопрос, который ставит Иван Карамазов в тексте романа, по-прежнему является большим искушением для человеческого ума. Состоит этот вопрос в следующем — почему Бог, если Он существует, терпит зло, творящееся на земле? Почему страдают и гибнут люди? Как всеблагой Господь это допускает? В прозвучавшем евангельском чтении речь как раз идёт о кажущемся бездействии Христа. Спаситель отправляет учеников одних в лодке на противоположный берег Галилейского моря. А Сам остается на берегу, чтобы помолиться и восстановить силы.
Но вот начинается буря — настолько сильная, что апостолы, опытные рыбаки, теряются, поддаются самой настоящей панике. Христос в какой-то момент слышит далёкий призыв о помощи, исходящий от Его растерянных учеников, и отправляется спасать их. Спаситель идёт прямо по бушующим волнам. Добравшись до лодки с апостолами, Христос приказывает буре прекратиться. Изумлённые ученики в очередной раз убеждаются в могуществе своего Учителя. Особенно впечатляется Петр, который сначала решается пойти ко Христу по воде (и даже делает несколько шагов), а затем пугается и начинает тонуть. Спаситель же и в этом случае проявляет терпение — Он вытягивает утопающего Петра за руку из воды и сажает его назад в лодку.
У истории оказывается счастливый финал. Но всё же. Несмотря на то, что чудо совершилось и апостолы спаслись, мы не можем не отметить следующее. Помощь от Христа пришла не сразу. И у апостолов явно присутствовало ощущение богооставленности. Ученики почувствовали себя брошенными на произвол судьбы — марионетками в руках у разбушевавшейся стихии. Стихии, которая получила силу не случайно, а, конечно же, с позволения Господа. Может показаться, что мы имеем дело с каким-то хитрым планом Творца, будто Он захотел сначала запугать апостолов, а затем показательно их спасти. Чтобы те еще больше привязались психологически ко Христу.
Но евангельский текст не дает нам оснований подозревать Христа в интригах и инсинуациях. Спаситель предельно далек от подобных вещей. Но всё же. Почему иногда нам кажется, что Бог оставил нас, что Он занят чем-то другим и не замечает нашей боли? Всё просто. Господь лишь хочет, чтобы мы не рассматривали Его действия как нечто автоматическое, само собой разумеющееся. Апостолы, испугавшись бури, взмолились о помощи. Утопающий Петр стал протягивать ко Христу руки, чтобы Тот спас его от водной стихии.
Отец Небесный ждет, когда мы обратимся к Нему за помощью. Не потому, что это Ему нужно. А потому, что это требуется именно нам. Только в общении с Богом мы способны обрести себя, понять собственное предназначение, обрести гармонию. Искренняя молитва никогда не отвергается Богом, но всегда Им принимается. И мы видим, как казавшееся нам безразличием молчание Господа сменяется Его самым деятельным участием в нашей жизни — участием, способным сделать нас крепче и сильнее. И даже ходить по воде, если на то хватит нашей веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов