На всех без исключения богослужениях в православных храмах часть песнопений посвящается Матери Господа нашего Иисуса Христа — Пресвятой Богородице. Одно из самых известных песнопений, воспевающих Божию Матерь, называется «Достойно есть». Его исполняют на литургии в дни, когда нет большого церковного праздника. А на службах, посвящённых двенадцати главным церковным праздникам, это песнопение заменяют на так называемый «задостойник» — то есть песнопение, заменяющее «Достойно есть». У каждого задостойника особый текст. Он посвящён Богородице, но касается также и событий празднуемого дня. Задостойник, как правило, имеет две части. Первая часть — припев, состоящий из одной строки. Вторая часть берётся из 9-й песни канона, то есть особого церковного песнопения, содержащего несколько песней и исполняемого накануне, на вечернем богослужении.
15 февраля в храмах поют задостойник Сретения Господня. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Сначала поётся припев задостойника. По-русски текст припева звучит так: «Богородица Дева, Надежда христиан, защищай, ограждай и храни на Тебя уповающих». А теперь давайте послушаем, как звучит припев задостойника Сретения Господня на церковнославянском языке:
После припева задостойника Сретения Господня на богослужении звучит начальная часть 9-й песни канона праздника. По-русски её текст звучит так: «В Священном писании мы видим прообраз празднуемого события. Каждый первенец мужского пола посвящён Богу. Поэтому мы прославляем перворождённое Слово безначального Отца, Сына, без мужа перворождённого Материю». По-церковнославянски эти строчки звучат так: «В зако́не, се́ни и писа́нии о́браз ви́дим, ве́рнии: всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу. Тем Перворожде́нное Сло́во, Отца́ Безнача́льна Сы́на, первородя́щася Ма́терию неискусому́жно, велича́ем».
Давайте послушаем вторую часть задостойника Сретения.
Слова задостойника «Каждый первенец мужского пола посвящён Богу» указывает на важный смысл Праздника Сретения Господня. Во время, когда в мир прошёл Спаситель, существовал закон Моисея, согласно которому родители должны были на сороковой день принести своего первого сына в храм, чтобы посвятить его Богу. Так сделала и Пресвятая Богородица. На сороковой день после Рождества Христова Она принесла Младенца-Христа в Иерусалимский храм. Где и произошло Сретение. То есть встреча Богомладенца и праведного трёхсотлетнего старца Симеона. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаии и увидел в ней слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Симеон усомнился и хотел исправить слово «Дева» на «Жена», то есть женщина. Но в этот момент ему явился Ангел и предсказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не увидит своими глазами, что пророчество истинно.
Этот день настал — старец принял на руки Младенца-Христа. Состоялась его встреча, то есть Сретение, с Сыном Божиим. И спустя некоторое время, по слову ангела, Симеон принял блаженную кончину.
Давайте послушаем Задостойник Сретения полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM