
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Укоры, тем более напрасные, вызывают душевную горечь, сердечную боль. В особенности, когда автором укоров является близкий для тебя человек. Нечто подобное пришлось пережить апостолу Павлу, в адрес которого зазвучали претензии со стороны дорогой ему Коринфской церкви. Об этом сам Павел пишет в 9-й девятой главе первого послания к коринфянам. Отрывок из неё читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Коринфская церковь, которой апостол Павел адресовал одно из своих посланий, вошедших в состав Библии, занимала в жизни святого особое место. Павел оказался в Коринфе после неудачной проповеди в Афинах, оказался, намереваясь провести в этом городе всего лишь одну ночь. Коринф святому очень не нравился, что не удивительно, ведь данный античный полис славился распущенностью и грубостью нравов своих жителей. Но Господь во сне повелел Павлу остаться в городе и проповедовать именно тут слово Божие. В итоге, апостол провел в Коринфе полтора года, создав здесь одну из самых крупных в Средиземноморье христианских общин.
Коринфяне сначала Павла радовали, а потом стали сильно его печалить и своей вздорностью, и любовью к ссорам и спорам. Пытаясь отчасти свалить ответственность с собственных плеч, христиане Коринфа стали всячески укорять апостола за те или иные недостатки. Логика тут была довольно простой — каков учитель, таковы и ученики. И это не коринфяне такие плохие, а Павел, который сам далеко не совершенен. Среди претензий, звучавших в адрес апостола, имелась следующая — якобы Павел тунеядец, лодырь, приспособленец. Он только и умеет, что говорить, а заработать себе на жизнь реальным трудом не в состоянии.
Вот так выглядит исторический фон прозвучавших строк. Конечно же, апостолу было очень горько слышать от коринфских христиан подобные упреки. И Павел стремится продемонстрировать, что претензии лживы и надуманы. Делает он это не столько из-за желания обелить собственную репутацию, сколько, в принципе, защищая служение апостольское, проповедническое. Павел прямо отвергает все обвинения в тунеядстве. Находясь в Коринфе, он специально обучился ремеслу изготовителя так называемых палаток — шатров-тентов для хранения товаров на корабельных палубах. Это был действительно тяжёлый труд.
Павел напоминает, что ремесло позволило ему не брать от коринфян никаких пожертвований. Хотя он имел на то полное право, поскольку Христос не запрещал апостолам получать финансовую помощь за их служение. Но Павел как будто предчувствовал, что христиане Коринфа однажды обвинят его в чем-то, связанном с деньгами. А потому апостол, повторюсь, за все полтора года проповеди от коринфских верующих ничего не принимал. Но дело даже не в финансах. Павел в прозвучавшем отрывке рассуждает о смысле жизни. Биография святого могла ведь сложиться совершенно иначе. Он легко бы занял самое привилегированное положение в древнем Израиле — приобрёл бы престиж и достаток.
Но Павел избрал путь веры и проповеди. Ведь именно на нём (этом пути) находилась истинная правда жизни — Господь Иисус. После того, как апостол в видении встретил Христа на дороге в Дамаск, он понял, что земные ценности и награды — ничто в сравнении с радостью быть апостолом Спасителя. А потому претензии коринфян, хотя и доставляли Павлу горечь, тем не менее, рассматривались им просто как искушение, подтверждающее истинность избранного пути. В сегодняшнем чтении Павел задается вопросом — что случится, если он перестанет проповедовать? Он ощутит внутри себя боль от того, что пойдет против себя и собственной совести. Давайте же следовать примеру апостола — стремиться исполнять, прежде всего, правду Божию, не слишком обращая внимания на возникающие помехи. И пусть наше христианское призвание не проявляет себя исключительно в храме. Будем свидетельствовать о Христе своей жизнью и в храме, и дома, и на работе — в любом месте проповедуя Евангелие словом и делом, напоминая себе и другим о высоком призвании христианина.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема