Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 27-35
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Далеко не всегда люди внимательны к нашим словам. Даже, пожалуй, можно сказать иначе: как правило, нас не слушают и не слышат. Это обидно, особенно же обидно бывает тогда, когда мы имеем дело с детьми или же просто с младшими: мы стараемся им дать нечто ценное и важное, то, что сами получили из опыта ошибок, и пренебрежение к нашим словам не может не огорчать. Можно было бы, конечно, раскручивать маховик обиды, если бы не одно чрезвычайно важное обстоятельство: Христа тоже не слушались. Собственно, всё Евангелие тому подтверждение, а звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея — один из ярких примеров непослушания Спасителю.
Христос, как мы знаем из Евангелия, к каждому человеку, с которым Ему доводилось общаться, относился уникальным образом, а потому мы не найдём в евангельских словах и действиях Спасителя некоего шаблона, который Господь использовал бы при общении с людьми. Так, кого-то Христос призывал последовать за Собой, кого-то, напротив, останавливал от такого шага, кому-то Он повелевал проповедовать, а кому-то говорил молчать. Конечно, в полной мере мы не сможем понять, почему в том или ином случае Господь поступал так, как Он поступал. Все наши размышления на эти темы — это лишь предположения, которые, тем не менее, могут быть довольно близки к истине в том случае, если они основаны на многовековой христианской традиции толкования Евангелия.
Так и с только что нами услышанной историей об исцелении двух слепцов, которое завершилось наказом Спасителя: «Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:30). Существуют авторитетные толкования этих слов Христа, они помогают нам приблизиться к разгадке причины запрета, наложенного на бывших слепцов. К примеру, автор выдержавшего множество переизданий толкования на Евангелие Борис Ильич Гладков, суммируя святоотеческое прочтение, предлагал понимать причину запрета так: «Разглашение всего совершённого Им могло лишь привлечь к Нему до времени особенное внимание Его озлобленных врагов; могло привлечь и те толпы озлобленного против римского владычества народа, который с нетерпением ждал появления обещанного Избавителя, Царя Израилева».
Исцелённые слепцы отнеслись к запрету Христа пренебрежительно, «они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (Мф. 9:31), однако нарушение запрета не обрушило на них какие-либо кары. Этим реакция Спасителя на непослушание Ему отличается от нашей тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то подобным в отношении наших слов. Более того, мало кто из христиан может сказать, что он сам слушает и исполняет Христовы повеления, и из опыта мы знаем, что за нашим непослушанием не следует мгновенного наказания, Господь как благотворил, так и продолжает нам благотворить, ожидая нашего к Нему обращения, которое будет выражаться во всецелом Ему послушании.
И дай Бог, чтобы такое обращение произошло, но оно, конечно, же немыслимо без нашего собственного терпеливого и снисходительного отношения к другим, к тем, кто не спешит внимать словам нашей человеческой мудрости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов