Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 37-42
Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам встречаться со сверхценными отношениями между людьми? Отрывок из 10 и 11 глав Евангелия от Матфея, который читается в храмах за богослужением сегодня, поможет нам глубже понять, почему этот феномен — такой опасный.
01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
С первого взгляда слова Христа могут быть восприняты как неоправданный радикализм: но — это только с первого взгляда. Если посмотреть на призыв Христа отказать в праве абсолютной, непререкаемой ценности родителям, детям, даже самому себе — именно с точки зрения сверхценных отношений, становится понятно: а нет здесь никакого радикализма — это единственно работающий подход, позволяющий избежать очень опасной ловушки.
Что же это за ловушка? Как ни прозвучит странно, но ловушка называется «идолотворение». Да, идол — совсем необязательно каменный или деревянный истукан, которого мажут салом и окуривают благовониями. Идолом легко может стать любой очень значимый человек в нашей жизни — как только мы начинаем понемногу его превозносить в собственных глазах, абсолютизировать его хорошие черты, раздувать добродетели — может, даже не мнимые, а вполне реальные. И вот, рядом с нами уже сформировался устойчивый образ того, кого мы видим, как главную опору, надёжного друга, источник вдохновения и так далее. Рядом с ним мы «выдыхаем» — можно расслабиться, когда находишься в тени такого могущественного, правильного, всеведущего и всеблагого Древа!
Но, увы — всё это — лишь иллюзия, игры нашего разума. Сверхценные отношения потому и опасны, что невольно делают нас заложниками того, кого мы превратили в кумира — то есть в идола. Мы начинаем подражать, копировать манеры, для нас его оценки и подходы — истина в последней инстанции. Нередко таким кумиром может стать отец, или мать, или какой-то близкий, искренне заботящийся о нас человек. Сверхценность отношений проявляется и в том, что мы даже мысли не можем допустить, что между нами «пробежит кошка», что появится охлаждение — не говоря уже о полном отчуждении. Если сказать ещё короче — мы подменяем Бога — застрявшем в сознании образом конкретного человека, которого идеализируем.
И вот что очень важно понять. Главная беда любого кумиротворения — в подмене, подделке. Вместо того, чтобы жить свою жизнь — мы начинаем «напяливать» на себя чужой образ — даже если это самый близкий родной человек. Здесь-то и находится колоссальная разница между отношением к Богу — и к кумиру. Бог, будучи предельно деликатным и ищущим «не нашего, но нас» — не пытается нас прину́дить к следованию какому-то чуждому, не сродному нам образу. Мало-помалу, с каждый успехом и каждой ошибкой, совершенной нами, Бог словно мудрый Педагог научает нас, как понимать, что — твоё, что — не твоё, что помогает раскрыться твоей личности — а что, напротив, лишает тебя свободы и делает рабом страстей, чужого мнения, зависимости от человека.
Чтобы в самом корне исключить такую возможность, Христос и предлагает запомнить Его категоричную установку: слава, честь и поклонение — только Единому Истинному Богу, и никому другому: ни маме, ни папе, ни деткам, ни начальству, ни кумирам, ни даже — самому себе! И тот, кто останется верен этой максиме до конца — не сомневаюсь, однажды только краем глаза заметит — а всё же, хорошая жизнь получилась!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов