Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1-8. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1-8

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Представьте себе такую ситуацию: в автобусе вам очень больно наступают на ногу. Естественно, вы возмущаетесь. Но тут происходит нечто невообразимое: другой человек — не тот, который наступил — обращается к виновнику — и говорит: «Ну ладно, я тебя прощаю — что ты наступил на ногу!» Как бы вы реагировали на такое?

Очень похожая ситуация — в сегодняшнем чтении из 9й главы Евангелия от Матфея — отрывок из которой и читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 9.

01 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

02 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

03 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

04 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

05 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

06 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

07 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

08 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Теперь, надеюсь, вам легче понять возмущение иудейских учителей: как мог Иисус произносить слова о прощении грехов — когда с их точки зрения это выглядело ровно так же, как и описанная ранее нами ситуация в автобусе! Ведь грехи может прощать только Невидимый, Всемогущий и Всеведущий Бог — и «точка входа» в это прощение — только через храмовые жертвы! Потому что любой грех — как и любое преступление — требует наказания — то есть смывается кровью. В этом смысле жертва символически отдаёт свою жизнь вместо преступника — но закон о наказании всё равно сохраняется, ибо он — непреложен!

Неудивительно, что та лёгкость, с которой Иисус заявил о прощении грехов расслабленного, буквально взъярила книжников — ревнителей дотошного исполнения закона.

Но что же получается — если вернуться к ситуации в автобусе? Как вообще можно говорить о том, что Бог прощает человеку грехи — которые, например, были направлены не против Бога, а против конкретного человека? Например, муж изменил своей жене. Как может Бог простить его — когда женщина его простить не может, да и не хочет? Неужели Бог может простить грех... вопреки отсутствию прощения со стороны обиженной?

Для ветхозаветного иудаизма такая ситуация была немыслимой: непрощение со стороны обиженного исключало возможность Божественного прощения. И вот мы подходим к самому главному.

Тот, кто внимательно читал Новый Завет, не мог не заметить одну яркую деталь: Христос не оставляет никакого шанса для Своих последователей... в плане непрощения. Если ты идёшь за Христом — никакая тяжесть совершенного против тебя или близких преступления не может быть сильнее твоей власти простить. Непрощение — это требование воздаяния, отмщения обидчику. Но Христос, Непорочный Агнец, который принёс Сам Себя в жертву на Кресте для спасения мира, за каждый наш грех, каждое преступление, каждый «промах» — с Креста как бы задаёт нам один и тот же вопрос: «Что ещё большего ты, человек, хочешь Мне сделать? Ещё раз распять? Ещё раз отхлестать плетьми? Чтобы твоя жажда мщения, наконец-то, была удовлетворена? Может, Моего распятия и позора достаточно будет для вашей кровожадности?...»

Мы, христиане, на груди носим крестик. И он — должен начинать печь, даже прожигать наше сердце всякий раз, когда оно начинает заходиться в жажде мести, непрощения, причинения зла любому обидчику. Потому что на Кресте Бог, ставший человеком, примирил нас не только с Собою — но и друг с другом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!