Однажды я приехала в Оптину Пустынь не в самом лучшем состоянии: пережив ряд потерь, вдруг осознала, что не понимаю, куда идти, в какую сторону направить жизненный путь. Для человека решительного это состояние беспомощности очень мучительно.
Стояла на вечерней службе, пыталась собраться с мыслями. Вдруг по толпе молящихся паломниц пронесся шепот: «отец Антоний вышел, отец Антоний!» Из алтаря вышел исповедовать высокий седой иеромонах. Надо сказать, что от разных людей я уже слышала рассказы о встречах с ним. В среде постоянных оптинских прихожан отца Антония называют старцем.
Незаметно для себя я оказалась в толпе тех, кто стремился попасть к нему на исповедь. Но не тут-то было: люди стояли около аналоя подолгу, а некоторые ещё и обратно возвращались, вспомнив что-либо. Так продолжалось три дня: только отец Антоний выходил из алтаря — сразу народ набегал так, что не пробиться. И я решила оставить попытки исповедаться именно у него.
Часто замечаю, что Господь посылает то, чего хотелось бы, в момент, когда успокаиваешься, и перестаешь всю свою горячность на это направлять. Так произошло и в тот день, перед самым моим отъездом из монастыря.
Закончилась Полунощница, и Часы с Евангелиями, я уже собиралась уходить, но помешал складной стульчик, который как раз складываться никак и не хотел. Стою, борюсь: ломаю упрямый стул об коленку, пыхчу. В таком комичном виде отец Антоний меня и застал. Поднимаю голову — и вижу: он выходит из алтаря на исповедь. Народ все так же бежит к нему, но меньше людей сегодня. А я смутилась: точно ли мои проблемы настолько неразрешимы, чтобы о них у такого человека спрашивать. Решила, что нет — вздохнула и понесла стульчик к свечной лавке, откуда взяла.
Уже на выходе из храма спохватилась: ведь куртка моя осталась на подоконнике, прямо рядом с местом, где старец сейчас исповедует. Пошла забирать, стараясь незаметно проскользнуть. Вдруг какая-то женщина из очереди меня остановила: вы на исповедь? Я от растерянности буквально нечленораздельно мычать начала, а она предложила: идите вместо меня, я что-то засомневалась. И я встала на её место.
Мысли все повылетали из головы. Молюсь, и решаю только исповедаться, никаких советов для себя не спрашивать, если старец что-нибудь захочет мне сказать, то скажет. Украдкой наблюдаю за теми, кто подходит к аналою. Вот женщина с двумя малышами-близнецами, отец Антоний отворачивается за аналой, достаёт мешок конфет, и прямо в капюшоны им насыпает. Улыбаюсь про себя и думаю: эх, у меня ведь тоже капюшон имеется, сказать ему об этом что ли?
Наступает моя очередь, подхожу к месту исповеди. Старец смотрит на меня внимательно и строго, но молчит. Робко спрашиваю:
— Можно прочту из заметок в телефоне? — он так же молча кивает, и я быстро начинаю читать.
Вместо разрешительной молитвы, старец даёт мне книжку со словами: «глава 18, прочти всю целиком».
— А дальше, отче?
— И подходи ко мне снова.
Отхожу в сторонку, открываю, а там ответ на вопрос, с которым я в Оптину ехала. Достаю телефон, начинаю фотографировать страницы, чтобы не забыть, и про себя думаю: прямо сейчас происходит чудо, никаких вопросов ведь задано не было! Закрываю книгу, возвращаюсь обратно, под внимательный взор отца Антония.
Он снова внимательно смотрит на меня, отрывисто произносит: «еще есть вопросы?» — и я начинаю ему ситуацию пересказывать, мол, растолкую, с чем приехала. Он открывает опять эту же книгу: «читай следующую главу, до закладки». А там — примеры к предыдущей, чтоб мне неразумной стало очевидно, что к чему. Снова подхожу к нему: «всё поняла, отче!» Отец Антоний читает разрешительную молитву. И ... достаёт из того самого мешка, на который я смотрела и о содержимом которого помышляла, большущую шоколадку! И даёт мне!
Я отшла от исповеди в каком-то полусне, в голове мысль: ни о чем не переживай, Бог всегда позаботится о тебе, только доверься Ему!
Дивны дела твои, Господи: и в большом, и в малом!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Пловец во благо
Эту историю напечатали многие российские СМИ, а я услышала от знакомой спортсменки.
Ультрамарафонец Антон Лосев начал заниматься плаванием в 15 лет, довольно поздно по меркам детского спорта: именно тогда в его родном городке в Казахстане построили бассейн. А через два года он переехал в Москву, уже имея разряд кандидата в мастера спорта.
В столице юноша хотел вернуться в профессиональный спорт, но продолжить занятия не удалось. За годы учёбы в Университете нефти и газа имени Губкина он изредка участвовал в соревнованиях по плаванию в составе команды вуза. А десятилетие спустя познакомился в фитнес-клубе со спортсменом-любителем. «Сергей Субботин плавал по 10–15 километров на открытой воде — меня поразили такие длинные дистанции», — вспоминает Лосев. В 2019 году он тоже пришёл в любительский спорт.
Вначале были беговые полумарафоны и соревнования по плаванию, потом — знакомство с триатлоном и даже участие в Айронмэн — однодневной гонке из трёх дистанций: заплыва, велосипедного заезда и забега. В общей сложности триатлон Железный человек (так переводится с английского его название) составляет 226 километров и считается одним из самых сложных соревнований в мире! Тогда же наш герой стал участником проекта благотворительного фонда «Синдром любви» под названием «Атлет во благо». «Я понял, что хочу совмещать любимое занятие с добрыми делами, а подопечными стали дети с синдромом Дауна», — объясняет Антон.
В 2022 году в рамках проекта «Атлет во благо» Лосев дважды пересёк Финский залив: от Санкт-Петербурга до Кронштадта, что на острове Котлин, и обратно. Расстояние между этими городами 25 километров — на такой марафонский заплыв решаются немногие спортсмены! Антон преодолел 50-километровую дистанцию за 18 часов 43 минуты, стал рекордсменом и собрал 30 тысяч рублей для больных детей.
А летом 2024-го наш герой побил и этот рекорд: проплыл 75 километров, став первым покорителем такой дистанции в Финском заливе! Почти 150 тысяч рублей, собранные за 28 часов заплыва, он передал фонду «Больше чем можешь» — его сотрудники делают спорт доступным для всех, независимо от физического состояния.
«Я хотел привлечь внимание к людям с ограничениями, которые порой не могут сделать даже шаг, но достигают личных побед», — объясняет Антон Лосев. И всё задуманное получилось, ведь любительский спорт подарил ему не только рекорды, но и возможность помогать особенным детям!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема