Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30
Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу как можно ближе? С чего необходимо начать свой путь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Какой труд самый изнурительный и тяжёлый? В древнегреческой мифологии есть примечательная история о строителе города Коринф по имени Сизиф. Сизиф прогневал богов. А потому, когда он умер, они приговорили его к «каторжным работам». В тёмной бездне под названием Тартар была высокая гора. Каждый день Сизиф должен был закатывать на её вершину тяжёлый камень. Но как только он это делал, булыжник скатывался вниз. И бедолаге приходилось начинать всё заново. Вот и ответ. Самый изнурительный и тяжёлый труд — это бессмысленная работа.
И в Евангелии Господь не раз образно говорит о такой работе. Вспомним, например, притчу о человеке, который построил свой дом на песке. Без прочного фундамента. Как только настал сезон дождей, постройку смыло. Или притчу о человеке, который всю жизнь в поте лица копил богатства, а когда решил, что насобирал уже достаточно, и настало время покоя, радости и веселья, к нему пришла смерть. Этими образами Господь ясно даёт понять, что любая деятельность человека, которая имеет в своей основе цель как можно комфортней и безопасней устроиться в этой жизни, в конечном счете тот же самый сизифов труд.
Эта работа ложится на нас же самих тяжким бременем. Ведь нам постоянно приходится бороться, чтобы реализовать свои планы. Бороться с обстоятельствами, которые разворачиваются порой совершенно непредсказуемо. С другими людьми, у которых своё видение того, как всё должно быть устроено. С самими собой, ведь порой у нас недостаточно ресурса, чтобы осуществить свои желания. Наконец, бороться с Богом, у Которого о каждом из нас есть Свой замысел, не имеющий ничего общего с нашими иллюзиями и фантазиями. Так и получается, что вся наша жизнь — это изнурительное сопротивление всему, чему только можно сопротивляться. А в итоге оказывается, что смысла в этой войне не было никакого. Всю жизнь я строил дом на песке. Гонялся за призраками. И даже если я приобрёл весь мир, то уж точно повредил своей душе.
Поэтому первое, что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу — увидеть это своё состояние. Увидеть, что я и есть то самый труждающийся и обременённый. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан Затворник, в нашей душе «родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему». Тогда у человека открывается духовное зрение, и он видит бессмысленность и суетность всех своих прежних усилий. Это не означает, что мы отказываемся от работы и заботы о хлебе насущном. Просто теперь у нас появляются новые приоритеты. Возникает новая иерархия ценностей. Мы начинаем тратить энергию на достижение иных целей — на исполнение во всех своих делах Евангельских заповедей. Это тоже непростой труд. Но, как говорит сегодня Христос, это благодатное иго, это лёгкое бремя. Благодатное и лёгкое потому, что никогда не бывает впустую. Лишь эта работа уже здесь на земле даёт нашим душам мир, покой и радость вечного Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов