Говорят, что природа на детях отдыхает. Мне кажется, что далеко не всегда. Есть много примеров этому даже в нашей современной жизни. Но наша сегодняшняя история из достаточно далекого прошлого.
С началом XVIII века Россия стремительно рванулась на восток осваивать богатейший край империи. Речь шла о превращении её в могущественную европейскую державу. Для этого необходимо было, как минимум, иметь сильную армию и флот, которые, в свою очередь, могли появиться только при условии развития металлургического и горного производства. Когда тульский заводчик Никита Демидов заявил, что готов увеличить производство чугуна и железа, а продавать его в казну согласен по ценам вдвое дешевле заграничного, он сразу же получил для этого все возможности. В сложном деле – промышленном освоении Урала – Никита Демидов надеялся найти опору в трех своих сыновьях: Акинфии, Григории и Никите. Сегодня наш рассказ о старшем из них – Аки́нфии.
Он приехал на Урал первым из семьи, в 1702 году на Невьянский завод. Было ему 24 года. До этого он неотступно находился на заводах отца в Туле и перенял огромный опыт, накопленный отечественными и иностранными мастерами. Да плюс ещё железный характер отца. Уже впоследствии писатель Мамин-Сибиряк называет Акинфия Демидова «гениальным сыном Никиты, двойником царя-работника, живым носителем и осуществителем широких планов царя. Было много общего в этих натурах: оба работали до кровавого пота и, кажется, не знали границ своим замыслам». Уже во втором десятилетии XVIII века Невьянский завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие и давал чугуна и железа больше, чем все казённые заводы Урала. Он выполнял важнейшие государственные заказы: поставлял артиллерийские снаряды и железо для адмиралтейства, экспортировал металл в Европу, снабжал фонтанными трубами дворцы и сады Петербурга и его окрестностей. Невьянский завод в руках отца и сына стал лучшим.
В дальнейшем Акинфий Демидов построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий. Но, судя по всему, главным делом для него был Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам. А в 1725 году здесь была пущена первая домна, в то время крупнейшая в мире. Это предприятие существует и сегодня.
Акинфий Демидов, как сейчас говорят, был трудоголиком. Его личная жизнь скрыта построенным им величественным Горнозаводческим царством. Впрочем, известно, что Акинфий был дважды женат и оба раза на представительницах тульских посадских родов: на Евдокии Тарасовне Коробковой, а после – на Евфимии Ивановне Пальцовой. Имел трёх сыновей – Прокофия, Григория, Никиту и дочерей Марию, Евфимию и двух по имени Анна.
Семейные богатства и столкновения генетически одинаковых характеров не раз отравляли жизнь членам рода Демидовых. Так же, как у Никиты Демидова старшего был жесткий конфликт со своим младшим сыном Никитой, так и Акинфий практически лишил наследства своего сына тоже Никиту и тоже младшего.
Судя по описаниям современников, Акинфий Демидов был человеком с очень сложным характером. С одной стороны, умевшим жестоко наказывать, но с другой – буквально не считавшим деньги, когда речь шла об истинной благотворительности. Впрочем, ни один из истинных реформаторов России, насколько я помню, не был, как сейчас говорят, белым и пушистым. Господь им судья. А нам – память об их свершениях.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.