Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-33,37-38
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 27-30
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь всех святых. Установление этого торжества легко объяснимо: неделю назад Церковь торжествовала в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, ну а святость — это плод действия Святого Духа. Получается, что сегодня мы молитвенно размышляем о следствиях дарования человечеству Духа Святого. Те люди, имена которых мы находим в наших святцах, очень непохожи друг на друга, среди них есть представители всех сословий, всех возможных для христиан профессий, общее же у них — то отношение к Христову Евангелию, которое стало залогом дарования им благодати Духа Святого. Каким же было это отношение? Ответ мы находим в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Только что прозвучавший евангельский отрывок состоит из двух частей, в первой из них речь идёт о должном отношении ко Христу, во второй — о практических следствиях такового отношения к Воплощённому Богу.
Слова Христа понятны: Он — выше всех, Он — источник нашего бытия, Он наш Спаситель, наше упование и наша вечная жизнь, а потому и отношение к Нему должно быть соответствующим, мы не должны предпочитать Ему кого-либо или что-либо. Конечно же, никакой христианин не станет спорить ни с этими, ни с какими бы то ни было иными словами Христа, однако практика нашей жизни зачастую бывает очень далека от теоретического исповедания веры. Совершенно неслучайно Спаситель, сказав о приоритете любви к Нему над всеми иными видами любви, сразу же перешёл к словам о том кресте, который должен взять всякий верующий в Него человек. Безраздельная любовь ко Христу и крест неразрывно связаны, и в этом легко убедиться, если начать относиться к словам Христа всерьёз и по-настоящему попытаться их исполнять.
Почитаемые Церковью святые были именно такими людьми: для них Евангелие не было памятником древней литературы, и не было богато оформленным фолиантом для еженедельного храмового поклонения, Евангелие для святых — это руководство к действию. Если же оно руководство к действию, то необходимо отречься ради Христа от всего и вся, необходимо в духовном смысле покинуть живущий по далёким от Евангелия законам мир, и начать жить лишь Христом. Очевидно, что всему этому будет отчаянно сопротивляться наше естество, ведь сама природа понуждает предпочитать Христу самих себя и наших близких. И, конечно, стремление всегда и во всем отдавать предпочтение Христу будет наталкиваться как на внутреннее, так и внешнее сопротивление, это и есть тот крест, который мы должны на себя взять, если, конечно, мы хотим быть достойны нашего Спасителя и Бога Господа Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов