У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю наших гостей: иерей Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма в деревне Середниково. Добрый вечер. Свящ. Сергий Старокадомский
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Ирина Константиновна Языкова — искусствовед, кандидат культурологии. Здравствуйте.
И. Языкова
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Я относительно недавно приехал из Суздаля. У меня был длинный маршрут. С утра я был в славном городе Можайске, и оттуда я поехал в славный город Суздаль, а из славного города Суздаля я возвращался в Москву. У меня за день около тысячи километров получилось. И мне отец Сергий позвонил и предложил тему, когда я уже ехал из Суздаля. У меня на самом деле за целый день, при большом количестве информации, а в Суздали мы (и это, наверное, тоже как-то выйдет в ближайшее время) говорили в программе «Места и люди» о местах, то есть о Суздале я рассказывал что-то, про Кидекшу. И вот, при каком-то большом количестве информации, я ехал, уже достаточно уставший. Мне звонит отец Сергий и говорит, что вот интересная тема для программы. Я сначала подумал: о чём же здесь можно говорить? И действительно, потом, послушав отца Сергия, я понял, что это, правда, интересная тема — поговорить про намоленность храмов. Ваш храм, я так понимаю, в Середниково, вы сейчас сказали 1693 год.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да, основная часть храма.
А. Пичугин
— Ему 350 лет уже скоро... ну, 330. Феномен намоленности — с одной стороны, когда говорят про намоленность, тут есть несколько аспектов. Говорят люди, которые часто бывают не столь церковные, но любят поговорить про ауру, про то, что заходишь в старый храм и это прямо чувствуешь, что храм намоленный. Часто об этом говорят люди, тонко чувствующие. Я про себя не могу сказать, что я тонко чувствующий человек в этом смысле, потому что, мне кажется, что не храм и не конкретное место здесь будет красить, а обращённость самого человека, его чувства, его отношение к Богу, его отношение к себе. И вот когда он попадает внутрь храмового пространства, он как-то это может выразить, может быть, наиболее ярко для себя, попав в нужную атмосферу. Вот если кратко сформулировать моё представление о намоленности, оно, наверное, будет таким.
А с третьей стороны, я понимаю, может быть, мы так все и будем... не знаю, в каком ключе мы будем сегодня говорить, но бывает так, что, правда, попадаешь в храм... я как-то, помню, был в старообрядческом храме, не раз, у метро «Павелецкая», в знаменитом кафедральном соборе Русской Древлеправославной Церкви, и там просто собрание старых икон. Действительно, они там плотно развешены, атмосфера старого дораскольного храма. Не знаю, есть ли там чувство намоленности, но там есть какое-то очень явное ощущение вот этой старины и того, что к этому приложили руку люди, безусловно, ощущавшие присутствие Бога в своей жизни. Наверное, вот как-то так. И такое ощущение бывает в незакрывавшихся храмах, в разрушенных храмах меня посещает такое ощущение. Где-нибудь под Суздалем под тем же приходишь в разрушенный храм, а там остатки фресок. Ты понимаешь, что это никто не трогал с тех пор, когда здесь ещё молились люди, Литургия совершалась. Это никто никогда не трогал, и тебя вдруг посещает какое-то очень необычное чувство. Вот это, опять же, про меня, я всё про себя. А на самом деле как бы вы определили, могли бы вы дать определение понятию «намоленность»? Это к каждому из наших гостей вопрос: что такое намоленность храма? Ирина Константиновна?
И. Языкова
— Термин «намоленность», конечно, скажем так, ненаучный, скорее такой эмоциональный. Я бы говорила об атмосфере храма. Потому что, как и каждый дом несёт на себе печать хозяина — в один дом входишь, и тебе там уютно, приятно, хочется остаться или, по крайней мере, побыть. А из иного дома тебя просто выносит и кажется, что стены тебя выталкивают. То же самое с храмами. Ну, с храмами немножко по-другому, может быть, стены не выталкивают, но, действительно, в одном храме легко молиться, в другом храме трудно молиться. Может быть, это тоже индивидуальное ощущение. Но я думаю, что храмы, например, которые не закрывались, несут на себе вот какую-то историю, ты её чувствуешь. Вот как вы сказали про старообрядческий храм — там древние иконы, их собирали, их там хранили. Причём старообрядцы терпели гонения, но свои святыни не отдавали и так далее. То есть за этим всем чувствуется некая атмосфера, отношение людей.
Я думаю, что вот это влияет. Вот в новых храмах, даже самых хороших, ты чувствуешь, что ещё как бы они не обрели какую-то свою собственную атмосферу. Ещё здесь как бы пахнет краской, ещё, так сказать, неустоявшийся какой-то внутренний быт этого храма. А в старых храмах, действительно, есть какое-то ощущение вот такое — я не люблю это слово «намоленность», но действительно присутствие какой-то атмосферы и присутствие вот этой истории. Ты за этим чувствуешь многие поколения людей, которые сюда приходили, приносили свои молитвы Богу, и Господь отвечал. Я бы так сказала.
А. Пичугин
— Отец Сергий? Вы предложили эту тему.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Возвращаясь к тому разговору, я как раз вам позвонил, потому что хотел сказать о том, что я слушал прекрасную программу тогда с Петром Чистяковым. И это всегда очень интересно. И у нас как раз об этом религиоведении разговор и зашёл. Но, как это сейчас принято, начнём издалека. Нам сейчас с вами очень везёт, потому что, если мы сейчас возьмём среднестатистического верующего человека, ходящего в церковь, мы в его анамнезе верующего человека найдём хорошую литературу, какие-то хорошие передачи, какое-то хорошее слово. Мы найдём, в конце концов, самое важное, базу: наличие Священного Писания. Это всё сейчас открыто. Если мы спросим: каким образом ты оказался в Церкви, каким образом ты оказался верующим человеком? Человек скажет, что я вот там это услышал, там это увидел, здесь прочитал — прочитал сейчас, к сожалению, реже, сейчас всё больше услышал. И есть этот большой выбор информации. Но если мы в 90-е годы, в 80-е годы взяли бы среднестатистического верующего человека — вот Ирина Константиновна, наверное, со мной тоже согласится, — мы увидели бы такой интересный парадокс. Я спрашивал у людей, и процентов 80 людей говорили: я пришёл в храм, и я понял, что здесь что-то другое. То есть долгое время, я думаю, что это не только... это два десятилетия, которые я помню. Но если мы посмотрим на вообще историю нашей Церкви, мы увидим такой парадокс, что храм, вот эта его изобразительная часть, жизненная часть была главная в миссионерской жизни Церкви. То есть мы можем сказать, что наш храм православный почти всю историю Церкви был главным миссионером.
А. Пичугин
— И храм, и человек из этого храма. Поскольку, правда, я сам об этом часто думал по отношению к нашим суздальским полям, когда размышлял о том, что же за мировоззрение было у этих людей. Находят там археологи какие-то остатки амфор — не углубляясь в терминологию, это обычно интерпретируется как наличие христианского контингента. Потому что амфора — это дальний экспорт, это масло, это вино, которое чаще всего используется всё-таки в церковных нуждах. И вот читать они не могли, Евангелие они не читали, им кто-то объяснял. Но где объяснял? В каком-то учинённом месте для этого. Были ли храмы? Считается, вот Ирина Константиновна меня поправит, если я ошибаюсь, что ранние храмы наши древнерусские деревянные мало отличались от окрестных изб. Ну, клетской тип — что изба, что храм. И чаще, насколько я понимаю, даже знаков каких-то отличия на них не было, просто знали, что эта изба — это храм.
И. Языкова
— Это так, да. Считалось даже, что кресты не сразу появились. Но внутри храм всё-таки всегда отличался от избы.
А. Пичугин
— Конечно, да.
И. Языкова
— Я хотела ещё в пандан отцу Сергию вспомнить «Повесть временных лет». Собственно говоря, наша вера началась с удивления красоты, которую испытали в храме послы князя Владимира. Там как бы ни относиться к этому с исторической точки зрения, к свидетельству — может быть, это уже постфактум написано, не со слов этих людей, — но то, что это сформулировано как то, что вот они увидели, что они, словно на небе, на земле были, и Бог пребывал с человеком, это ощущение, действительно, древнерусского человека в православном храме, конечно.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Может быть, я не совсем древнерусский человек. У меня вот этот рассказ, эта летопись до определённого времени вызывала некий скепсис такой — ну, летопись. Но до тех пор, пока я сам не зашёл в Софию.
А. Пичугин
— В Стамбуле?
Свящ. Сергий Старокадомский
— В Стамбуле, да... нет, я зашёл в Софию в Константинополе.
А. Пичугин
— Хорошо, да.
И. Языкова
— София Константинопольская, но в Стамбуле.
А. Пичугин
— «Путеводитель по Стамбулу в поисках Константинополя» — мы помним эту книгу.
Свящ. Сергий Старокадомский
— И это, действительно, удивительное ощущение абсолютно чего-то иноприродного тому, что ты знаешь, иноприродного и действительно стремящегося горе’? действительно стремящегося наверх. И это ощущение до сих пор там присутствует.
А. Пичугин
— У меня тоже оно было. Может быть, я не знаю, оно появилось от того, что есть какое-то знание, представление — хотя бы о летописи или просто о месте этого храма в нашей истории. Но ты заходишь и понимаешь, что это вот оно — то самое место.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Вы знаете, я же говорю, что у меня сначала ощущение было скептическое. То есть я про Софию достаточно много знал. И даже, когда мы там были, помню, я рассказывал друзьям там про штатное расписание Софии. До сих пор помню, что там было 140 открывальщиков дверей. И я, как мне казалось, хорошо себе представлял, что это может быть. Но чисто эмоционально, как что-то, что переживает верующий человек, соприкасаясь с физическим выражением чьей-то молитвы, с физическим выражением чьего-то труда перед Богом и для Бога, я с этим столкнулся в первый раз.
А. Пичугин
— Я, наверное, тоже. Более того, я вот именно так, как вы это описываете, наверное, и воспринял, даже в большей степени, чем в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ну, просто потому, что он там строился и перестраивался. Понятно, что это вот здесь, но вот физически эти стены, которые никогда не рушились, не перестраивались, ну, перестраивались, конечно, но всё равно это они — вот эти стены. Конечно, я согласен, что это было то же ощущение.
А. Пичугин
— Я напомню, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня: Ирины Языкова, искусствовед, кандидат культурологии; священник Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма деревни Середниково. А вы про храм расскажите свой, потому что мы же отталкивались-то от него.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да. Вы знаете, меня поставили настоятелем в храм 1693 года. И как любой храм такого времени, он требует постоянных усилий для того, чтобы содержать его в порядке. Любой старый организм требует усилий. Храм — это тоже организм. И я стал обнаруживать разные временные пласты.
А. Пичугин
— Он не закрывался — вот что важно.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Он не закрывался, да, он не закрывался никогда. Даже во время войны он был открытым. Там проходила линия обороны, то есть там прямо рядом были окопы, прямо рядом стояла артиллерия. У храма даже была отстреляна колокольня, потому что это была точка наводки. И ты, когда соприкасаешься непосредственно с храмом, в котором молитвенная жизнь не прерывалась, видишь следы этой молитвенной жизни, выраженной в заботе какой-то, выраженной в изображении, в предметах. Вдруг неожиданно ты видишь какую-нибудь икону, которая совершенно непонятно, каким образом здесь появилась. Но ты понимаешь, что она здесь появилась просто потому, что кому-то молитвенно было важно, чтобы она здесь появилась, что-то с этим было связано. У нас в храме есть несколько аналоев конца XIX-го, начала ХХ века примерно. Это, наверное, с точки зрения высокого церковного искусства, ценность невысокая. В большинстве храмов их уже нет. Потому что это каркас из четырёх ножек, обтянутых какой-нибудь дерюгой и расписанных, как правило, уже прорванных, подранных. Но первое, что я сделал, когда пришёл в этот храм, я их отдал на реставрацию. Я было подумал: в общем, зачем? Реставрация одного и такого аналоя стоит примерно столько же, сколько четыре новых деревянных, блестящих софринских.
А. Пичугин
— Ну так и «Троицу» можно заново написать, понятно.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Но тогда, когда я прикоснулся к этому вот реально, знаете, они ещё были написаны явно не в одно время, они разные по росту, они разные по стилю росписи. Явно совершенно, что каждый из них какой-то человек или какая-то семья заказывала для храма. И вот это понимание и ощущение того, что люди таким образом выражают своё благоговение перед Богом — теми простыми формами. Мы понимаем, что село, XIX век, роспись — понятно. Но когда ты соприкасаешься с этим, понимаешь, что это форма их молитвы. Ты можешь её выкинуть, а можешь стать частью этой молитвы, которая здесь происходила. И ровно так же ты смотришь на эти предметы, которые тебя окружают. И в какой-то момент они перестают быть просто предметами — за каждым из них стоит чей-то труд. И не просто труд, а труд, посвящённый Богу, посвящённый этому благоговейному месту, где человек, может быть, встретился с Богом. Может быть, приходит и встречается каждую неделю. И он хочет, чтобы это место было определённым образом украшено.
А. Пичугин
— А как этот феномен можно объяснить с позиции культуролога, искусствоведа? Потому что многие сейчас послушают — я это часто встречаю — и скажут: ну что это такое, правда, аналой XIX века? — кривой, косой. Даже если его отреставрируешь, он всё равно не будет, как новый софринский. Это позиция многих священников.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Больше того: его надо каждый год реставрировать.
А. Пичугин
— Да, это позиция многих священников. Я знаю одного — не лично, правда — священника, который с этой позицией, настоятель одного из древнейших храмов Московской области. Он прекрасный человек, но он не понимает, вот почему — новый софринский лучше гораздо, и для Бога гораздо лучше и приятнее эта вещь, чем этот вот, из старой дерюги какой-то сделанный.
И. Языкова
— Знаете, каждая вещь является знаком или свидетелем чего-то. Вот почему мы любим музеи — в музеях хранятся какие-то вещи, может быть, вообще быта, который ушёл уже, или каких-то традиций, которые уже не применяются и так далее. Но это информация, которую мы считываем, даже иногда не давая себе отчёта. Это память. Эта историческая память очень важна, потому что человека без памяти не существует. Если у человека отшибает память, это называется деменцией. Вот также в культуре тоже может быть деменция, если мы забываем о том, что вот эти древние, пусть не очень даже, может быть, внешне презентабельные вещи, они для нас важны. Потому что, в конце концов, церковь — это вообще место, которое всегда чтит традицию, вот эту передачу, передачу этого опыта. В софринской вещи, может быть, и есть красота, блеск — красоты иногда даже и нет, — но что-то такое яркое.
А. Пичугин
— Я не говорю, что софринское — это плохое. Это просто уже нарицательным стало, не обязательно в Софрино сделанное — современное.
И. Языкова
— Но старые вещи — это связь с людьми, с теми, кто молился на этом месте много лет назад, а может быть, даже веков назад и так далее. Мне кажется, что это очень дорого, потому что, в конце концов, Церковь — это связь и людей, и Бога вместе. Поэтому, мне кажется, что это очень здорово, что отец Сергий так поступает с такими вещами, казалось бы, очень простыми. Это даже не иконы, даже не киоты, а аналои — то, что, в общем, разрушается и, может быть, даже быстро выкидывается на помойку. Но я думаю, что это очень важно. Это память, это история, это уважение к тем, кто был до нас в этом храме.
А. Пичугин
— Я в храме, в котором часто бываю, вижу всё время аналой. Не знаю, конца ли он XIX века или всё-таки это какая-то советская история. Но мне всегда казалось, что это штучное произведение. Я знаю, что в этот храм он попал из никогда незакрывавшегося храма, где как раз вот тоже настоятель этого храма посчитал: зачем он нужен? Он, правда, слава Богу, его не выкинул никуда. Он просто отдал тому священнику, который в нём увидел как раз эту ценность. И тот его с удовольствием забрал. Теперь он там стоит. Я думал, что это штучный товар. Но когда началась история с бирюлёвским храмом, в которой мы принимали участие, приезжали туда, делали материалы. Слава Богу, что храм будет стоять, что его сохранят. Я вдруг там увидел такой же точно, с таким же сюжетом, с апостолами.
То есть я понял, что это, скорее всего, какая-то артель, которая делала и для дальнего Подмосковья, и для Москвы, и для ближнего Подмосковья вот такие вещи, незамысловатые, абсолютно одинаковые. Но в них вот, когда ты кладёшь на него что-то, Апостол кладёшь, или Крест на нём лежит, ты чувствуешь, пускай в нём четыре слоя краски масляной, которой он закрашен, и даже не очень понятно... Видимо, так как они в двух храмах, находящихся далеко друг от друга, одинаковой краской покрашены, судя по всему, это та краска, которая тогда была в магазине, и тот цвет, который тогда был в магазине, который можно было достать и его покрасить. Но ведь он сохранился. Ничего там старого практически нет, а вот он есть. И он даже не из этого храма, а всё равно ты чувствуешь связь с теми людьми, которые к нему подходили, кто-то исповедь принимал, икона на нём лежала. Он же даже сам не икона — он просто аналой, но ты это ощущаешь. Вот эта аналойная тема мне тоже близка. Друзья, мы сейчас вернёмся буквально через минуту. Я напомню, что в гостях у Светлого радио сегодня священник Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма деревни Середниково, и Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, кандидат культурологии. Я — Алексей Пичугин. Через минуту все мы снова здесь.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, что в гостях у нас сегодня Ирина Языкова, кандидат культурологии, искусствовед, и священник Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма деревни Середниково. И начал я программу с того, что мы говорим о намоленности, но, может быть, здесь уместнее говорить про историческую память, духовную историческую память, то, что это важно, что через материальные вещи это тоже передаётся и сохраняется. Вот история вашего храма вам, наверное, хорошо известна, именно советская история?
Свящ. Сергий Старокадомский
— Не только советская, она хорошо известна. В нашем храме было три основных этапа строительства. Первый этап, когда появился храм, который сейчас — это четверик главного храма. То есть он был достаточно небольшой, был однопрестольный. Сейчас у нас три престола. И вот Алексеевская часть, Алексеевский престол главный, сейчас у нас в этом месте стоит такой абсолютно типичный подмосковный иконостас. Это где-то конец XIX, начало ХХ века. Это просто такой подмосковный ампир.
А. Пичугин
— И не только подмосковный.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да, не только подмосковный. То есть это, я так понимаю, следы глубокого увлечения, столетнего увлечения классицизмом, ампиром. Но что удивительно: даже выстраивая этот иконостас, люди позаботились о том, чтобы сохранить кусочек старого иконостаса. У нас диаконские врата, диаконские двери такой вогнутой формы. И вот эти диаконские двери как раз из старого иконостаса, то есть это XVII век. Две этих иконы диаконских, а там они очень, действительно, сложные по исполнению, потому что они имеют сложную форму. И они стилистически отличаются от всего иконостаса. Поэтому большинство специалистов считают, что это либо XVII век, либо это самое начало XVIII века. А дальше — ну, как обычно, храмы увеличивались вместе с усадьбами. Рядом появилась усадьба. То есть сначала появился храм, а потом появилась сейчас уже знаменитая усадьба Середниково. Усадьба, которая сейчас, наверное, известна тем, что несколько лет подряд там проводил лето наш поэт, который почти тоже «наше всё» — Лермонтов.
Эта усадьба принадлежала тогда родственникам бабушки Лермонтова — Столыпиным. То есть лермонтовской эта усадьбы никогда не была — она была столыпинской. Когда появилась усадьба, потом следующие хозяева присоединяли к этой усадьбе ещё другие усадьбы. Это такой вот рост усадебный. И также увеличился храм. Недалеко от нас, в двух километрах, был храм Смоленской иконы Божией Матери деревянный, который подгнил. Но так как это была уже административно одна усадьба, то престол из того храма перенесли к нам. К этому времени уже было два престола: был Алексеевский и Параскевы Пятницы. И их стало три. Теперь у нас трёхпрестольный храм с большим количеством праздников.
А. Пичугин
— Но я почему спрашиваю про советскую историю — потому что мы как-то часто здесь говорим именно о советской истории и послевоенной истории. Это то, о чём редко и мало говорят, и не так известно. У нас всё-таки большинство храмов закрывалось. И на страничках храмов всегда пишут, что вот последним настоятелем был, условно, отец Иоанн Петров, расстрелянный на Бутовском полигоне, в двухтысячном году причисленный к лику святых. Потом храм закрыли. В 1994 году была образована община, храм передан верующим, здание храма. У вас другая история — у вас была и довоенная, и послевоенная. И опять же, вы говорите, что каждый привносил что-то в этот храм. И всегда интересно, что было привнесено как раз в эти послевоенные годы, о которых так мало и редко мы вообще говорим.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Это очень хороший вопрос. Вот мы как раз по дороге тоже с Ириной Константиновной это обсуждали. У нас сейчас попала в предмет охраны давняя исторической роспись, которая была сделана прямо-таки во второй половине ХХ века. То есть у нас заходишь в храм, и сначала два придела и центральная часть. Они не были расписаны в том плане, что храм значился как храм с голубым сводом, и всё. 1958 год. Настоятель храма вдруг решается, находит художников и отправляет их в Киев, потому что хочет написать на своде медальона в васнецовском стиле. Группа художников едет, бродит, живёт какое-то время в Киеве, делает наброски. И вот если вы сейчас приедете к нам в храм, вы увидите роспись 1962 года. То есть основные медальоны все, то есть основная роспись, кроме росписи четверика — четверик в Алексеевской части сделан, конечно, раньше — это конец XIX-го, начало ХХ века. А вся остальная роспись медальонная верхняя — это всё до 1964 года было сделано, то есть в период с 1958-го по 1964 год.
А. Пичугин
— А есть ли в этом какая-то ценность? Вот как вы, Ирина Константиновна, думаете? И как это можно разделить? Как духовную ценность, как художественную ценность?
И. Языкова
— Чтобы определить художественную ценность, это надо увидеть. Но, во всяком случае, это историческая ценность. Во-первых, это редкость. Что такое 50-60-е годы? Это хрущёвское гонение, когда настоятелям ничего не разрешалось делать.
А. Пичугин
— А настоятель, собственно, и никто.
И. Языкова
— Вообще никто, да. Староста всем распоряжается. Но, видимо, там староста не такой зловредный попался.
А. Пичугин
— Но бывали и верующие.
И. Языкова
— Да, бывали верующие. Во всяком случае, это очень интересный пример того, что, несмотря на давление, Церковь всё равно старалась как-то развиваться, что-то делать, обновлять свои храмы и так далее. То есть это очень интересный пример, редкий нечастый. Хотя я встречала такие, но это единичные примеры. С этой точки зрения очень интересно. Но я ещё зашла бы с другой стороны, потому что вот Алексей сказал важную вещь, что каждый настоятель или каждый, по крайней мере, период исторический вносил что-то в храм своё. И это ценно, потому что Церковь так строится — она идёт снизу, от общины, должна идти так. Вот сегодня, например, это совершенно не понимают ни заказчики храмов, я много сталкиваюсь с этим, ни архитекторы, которые хотят сдать храм под ключ, чтобы там было всё сразу: иконостас, росписи, киоты, вся утварь, всё облачение на все праздники, всё-всё-всё. А что будут делать последующие поколения?
А. Пичугин
— Менять это.
И. Языкова
— Но разве что менять, да. Но, видимо, такое отношение, что это вот на этот период, а потом что-то новое. Но, понимаете, историческая память не такова. Церковь всё время как бы росла, и храмы — вот сначала четверик, потом пристройки, потом что-то добавляли. Иконостас ветхий стал, его поменяли, но что-то от него оставили. То есть всё равно в незакрывающемся храме как раз видно, что привносило каждое поколение прихожан и клира. Это здорово, это как раз очень показательно. И люди, значит, считали этот храм своим. Пусть недорогая вещь — аналой, а икона дорогая вещь, иконостас дорогая вещь, и я не могу на это пожертвовать. А вот на аналой я могу пожертвовать и хотя бы это принести в собственный храм.
А. Пичугин
— А разве не так исторически было? К примеру, в XIX веке я строю храм в усадьбе своей, с нуля строю. Или там старый сгорел и новое место, или просто был деревянный, а я строю каменный, или вообще просто на новом месте — разве не под ключ?
И. Языкова
— Нет, не совсем под ключ. Конечно, стройка не под силу часто самому приходу — редко. Это бывает или меценат какой-то, или такой богатый заказчик, или, действительно, это усадебный храм. В Древней Руси это были княжеские, царские храмы, боярские и так далее. Хотя были, конечно, и приходские храмы, на которые как-то всем миром собирали деньги. Но одно дело построить, что не может средний человек сделать. Почему архитектуру называют искусством королей? Да потому что это дорого — храм построить дорого. А наполнять храм уже может и приход. И когда-то приход содержал храм. Бывали, конечно, отдельные вкладчики, жертвователи, донаторы, но в целом раньше более ответственное отношение было к храму. И, действительно, прихожане сами заказывали иконы, киоты, аналои и облачения.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Знаете, мне кажется что вот это понимание о молитвенности, намолености и рождается тем, что это физическое выражение литургической, молитвенной жизни прихода. Тут интересная штука такая. У нас приход... наш храм, ему, с одной стороны, очень повезло в каком-то смысле, но повезло от его очень скверного расположения для советского времени.
А. Пичугин
— Мы чего-то говорим про Середниково, а давайте географически определимся — это недалеко от Зеленограда.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Это треугольничек между Фирсановкой, Сходней и Химками. Да, это недалеко от Зеленограда. Основные дороги сейчас с Ленинградки...
А. Пичугин
— Пятницкое шоссе с одной стороны, с другой стороны...
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да. А раньше дороги были только со стороны Пятницкого шоссе. И вот, как рассказывал предыдущий настоятель этого храма, когда он стал настоятелем в 1991 году, в деревне, находящейся рядом с храмом, было всего лишь шесть домов. И все советские годы оно так примерно и было. И к храму не было дороги от слова «совсем» — была тропинка. Летом дорога была — такая накатанная, и так же зимой. Но вот в распутицу её не было совсем. Один из батюшек, которого вы вспоминали в разговоре с Петром...
А. Пичугин
— Отец Анатолий Кузнецов — нет?
Свящ. Сергий Старокадомский
— Ну зачем вы так?
А. Пичугин
— А почему нет-то?
Свящ. Сергий Старокадомский
— Когда его то ли 1954-м, то ли в 1956 году владыка направил в этот храм, как он рассказывал, он пришёл к владыке, встал на колени и сказал: «Владыка, не губи! У меня семья». Его тогда направили в Чашниково. А другой настоятель был очень дружен с отцом Иоанном (Крестьянкиным). И он пытался через него добиться у пред-предыдущего Патриарха, с которым были хорошие отношения у отца Иоанна, чтобы его оттуда перевели. Но отец Иоанн туда приехал к нему в гости и сказал: «Не буду я просить за тебя — здесь у тебя благодать».
А. Пичугин
— И вы это чувствуете.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да.
А. Пичугин
— Напомню, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня священник Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма деревни Середниково; Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии.
Свящ. Сергий Старокадомский
— И вот эта благодать как раз и в этой удалённости, в том, что в 60-е годы, когда действительно хрущёвские гонения были, община могла себе всё-таки позволить что-то делать. Ну, потому что это просто такая Тмутаракань.
А. Пичугин
— При том, что вот МКАД где-то на горизонте.
Свящ. Сергий Старокадомский
— А был тогда МКАД?
А. Пичугин
— С 1960 года МКАД — уже построенный окончательно. Сейчас, если мы по Пятницкому шоссе без пробок поедем, то примерно от этого места, уровня храма, до МКАДа, ну, до Митина, будет минут 10.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Если по Пятницкому шоссе тогда мерить, там поворот в Брёхово, Юрлово — да, где-то минут 10. Там же Митина не было — это же был дачный район.
А. Пичугин
— Я там один раз был. «Марьино-Знаменское», кажется, кладбище называется. Заходишь туда, и абсолютное ощущение, что ты где-то в Ивановской области или во Владимирской. Но это точно не то, что Митино через берёзки просвечивает.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Митино вообще не было.
А. Пичугин
— Естественно. Ещё лет 25 его не будет примерно. Мне кажется, я эту историю рассказывал, да наверняка рассказывал — у меня не так много свежих историй. Год два назад это было во Владимирской области, Юрьев-Польский район. Там где-то Юрьев-Польский достаточно далеко. Мы с археологами шли по одному селу. Я даже не помню, как оно называется, честно говоря. И там храм — я как-то по фрамугам понял, что он никогда не закрывался. Ну, прям видно, что старые окна, что это не реставрация. Понятно, что он действующий. Так повезло, что навстречу шёл священник, и он нам с удовольствием храм показал. Никогда не закрывался, везде клейма стоят: на подсвечниках, на утвари, на всём. И среди всего этого я вижу, что подновляли в 70-80-е годы росписи, видимо, те же люди, которые какой-нибудь соседний детский сад расписывали. То есть они там какое-то солнышко, болотце, лягушечек рисовали, а в этом храме — сцену Страшного суда.
Это ужасно, это... отвратительно, наверное, плохо говорить, но это невозможно, просто это чудовищно. Но в этом есть вот... Что мы говорим? Намоленность, передача поколениям памяти какой-то духовной, ещё что-то. Будь я, наверное, на месте настоятеля этого храма... мне было очень как-то неудобно про это спрашивать, я что-то, видимо, для проформы спросил про эту фреску — даже не фреска, а маслом по стене написано. Будь я, наверное, настоятелем этого храма, у меня рука не поднялась бы это заменить просто потому, что и такое тоже было, и так тоже делали, и нигде, наверное, ты больше такого не увидишь. Но вот, с другой стороны, если бы он это переписал или заменил, то и осудить его было бы сложно.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Вы сейчас говорили, а я вспомнил: у меня же фамилия Старокадомский. Это наградная фамилия, поместная фамилия. Есть такое место — город Кадом в Рязанской области, на границе с Мордовией. И есть там село Старый Кадом, которое раньше было Кадомом, но потом река изменила русло, и город переехал в другое место. И вот мы как-то с двумя сыновьями и с внуком поехали туда, чтобы просто посмотреть, прикоснуться. Там, в этих местах, мой прадедушка служил тоже священником. И нас познакомили с совершенно удивительным священником — отец Сергий, благочинный города Кадом. И он нам показывал Дмитровский собор города Кадом, который тоже никогда не закрывался. И вот в этом соборе какое-то совершенно потрясающее паникадило. Оно лампадное, оно сделано тоже в 60-х годах. Собор гигантский, высокий, 4-5 этажей, по-моему, точно есть. Вот точно вам не скажу по метрам, но можно, наверное, посмотреть. Паникадило — чудо инженерной мысли: оно одной рукой спускается и одной рукой поднимается. Вот чтобы лампады зажечь, надо просто аккуратненько за одно колечко потянуть, и это паникадило опускается.
А. Пичугин
— Да, я видел такую конструкцию.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Но самое в этом всём забавное, что ты смотришь на то, из чего это паникадило сделано. И ты понимаешь, что две основных детали — это розетки для варенья и, может быть, помните, в кафе-мороженое были такие металлические чашечки, куда эти шарики клали?
И. Языкова
— Да, конечно, креманки это называется.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Ну, язык не поворачивается назвать это креманкой. Потому что мы уже понимаем сейчас, что такое креманка.
И. Языкова
— Из чего было, из того и сделали.
А. Пичугин
— Это Преображенский храм?
Свящ. Сергий Старокадомский
— Дмитровский.
А. Пичугин
— Я просто пытаюсь найти, может быть, есть фотографии.
Свящ. Сергий Старокадомский
— У меня есть много фотографий этого паникадила, потому что это чудо. С одной стороны, инженерное чудо, потому что представить себе вот эту систему противовесов, чтобы это всё работало — это всё сделано кустарно, это всё рассчитано мужиками-колхозниками. И вот эти, хорошо, креманки. И знаете, в каждом доме были вот эти розетки для варенья с такими полукружками.
А. Пичугин
— Я помню, у нас тоже была.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да, конечно. Это везде было. И ты смотришь и понимаешь то, что это тоже часть жизни Церкви, подлинной жизни, вот настоящей жизни. Не тогда, когда мы можем в церковь принести что-то от своего богатства, а мы можем принести часть своей жизни, своего времени, своего таланта. И это всё востребовано.
А. Пичугин
— Я так понимаю, что отец Сергий из Кадома это ценит как раз и понимает.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Да, конечно. Это абсолютно замечательный батюшка. Вообще, Кадомский район в этом отношении уникален. Там священники просто, на мой взгляд, абсолютные герои. Дело в том, что в Кадомском районе нет ни одного маленького храма. Там было всё так устроено, что было много... там такая земля, что там растёт пшеница, которая хорошо идёт на производство спирта. И там было несколько спиртзаводов и, соответственно, достаточно богатых спиртзаводчиков, каждый из которых стремился построить большой храм. Вот представьте себе: деревня, в которой, может быть, дворов 20-30 — а там действительно копия Антиохийского подворья. Вот тебе Феодор Стратилат, вот тебе Михаил Архангел — вот всё просто. И это тоже никогда не закрывалось. И как при этом это всё содержать, то есть как при этом это всё восстанавливать? В той же деревне Старый Кадом сейчас 20 дворов. Храм — восстановленный, с иконостасом, гигантского размера, московского размера. И там всё вот такое.
А. Пичугин
— Я в Рязанской области подобное видел. Не знаю, Павелецкий есть район, нет. Павелецкий вокзал как раз исторически туда вёл — в Павелец. Это всё-таки немножко другая сторона Рязанской области, но там тоже она степная, открытая, богатые места, плодородная земля, пшеница. И до сих пор там, правда разрушенные, вот эти гигантские, огромные храмы, которые были построены в конце XIX века.
Свящ. Сергий Старокадомский
— А Гусь-Железный?
А. Пичугин
— Я там был. Это вообще торжество какого-то такого неороманского, псевдороманского стиля. Дорогие слушатели, вы не поленитесь, если сейчас нас слушаете где-то в машине, приедете к интернету — посмотрите или, если вдруг у интернета, посмотрите, найдите в поисковике любом: храм в Гусь-Железном. Я забыл посвящение, правда, его. Но он сразу вам выдастся. Я случайно мимо проезжал, ничего о нём не зная. Теперь знаю и внутри был. Вот просто мимо проезжал и оторопел. Вот Виктор, наш режиссёр, подсказывает, что Живоначальной Троицы. Да, Троицкий храм, Гусь-Железный.
И. Языкова
— Алексей, а можно я вспомню другой храм?
А. Пичугин
— Да, конечно.
И. Языкова
— Потому что, если говорить об истории Церкви советского времени, то есть совершенно уникальный храм. Он недалеко от Гуся-Хрустального. Его строили как раз рабочие Гусь-Хрустального завода в 1927 году. Когда все храмы уже, так сказать, закрывали и разоряли, вот рабочие решили для себя построить этот храм. Это деревня Пятница или Великодворье — там сейчас соединились две деревни. Оттуда даже происходит один священноисповедник — Пётр Великодворский.
А. Пичугин
— А, я знаю, конечно.
И. Языкова
— Да, этот храм совершенно замечательный. Там служил вот этот отец Пётр, который 20 с лишним лет сидел, его отправили... это самый край Владимирской области, уже на границе с Нижегородской, такая Тмутаракань действительно. Его отправили туда умирать, а он ещё там 20 лет прожил. И даже у него там было несколько дивеевских монахинь — с ним жили, уже такие старушки-старушки. И после его смерти туда назначают священника Анатолия Яковина. А храм деревянный, у него крест — хрустальный, который сами сделали вот эти вот рабочие из Гусь-Хрустального. И тот, значит, этот храм значит, послевоенного времени, когда он вышел, значит, обихаживал, и отец Анатолий Яковин тоже это всё продолжил. Ему достались даже несколько старушек, которые ещё пережили этого настоятеля. И он туда в 70-80-е годы — это уже 70-е годы были. А тот, значит, после смерти Сталина вышел — 1954 год,может быть, 1956. И у этого храма удивительная тоже история. Потому что и эти старушки, и он туда собирал какие-то старые иконы — отец Пётр. А потом отец Анатолий туда приглашал всех современных иконописцев. Там поработал отец Зинон, отец Андрей Давыдов, который тогда ещё не был даже священником, Александр Лавданский, Александр Соколов и так далее. То есть в 70-е годы, когда ничего тоже особенно ещё нельзя было. Он там, с одной стороны, старые иконы собирал, с другой стороны, давал работу этим современным иконописцам. И этот храм — я всегда своим студентам говорю, что это такой памятник такого раннего возрождения нашей...
А. Пичугин
— То есть туда сейчас можно приехать и увидеть всё, что вы говорите?
И. Языкова
— Можно, увидеть всё это можно.
А. Пичугин
— Потому что я, к сожалению, не знал... то есть я знал этот храм только по служению там отца Петра, потому что это известная история.
И. Языкова
— Да, отец Пётр Чельцов.
А. Пичугин
— Да, Чельцов. А всё, что было после него, я даже не знал.
И. Языкова
— Ну, собственно говоря, с подачи отца Анатолия, там и мощи сейчас...
А. Пичугин
— Отец Андрей Давыдов тоже во Владимирской епархии сейчас — в Суздале.
Свящ. Сергий Старокадомский
— Храм в Новой Деревне, по-моему, был тоже где-то в 20-х годах срублен в одном месте, а потом перевезён в Новую Деревню.
И. Языкова
— Да, с ним тоже интересная история.
А. Пичугин
— Пушкинский район.
И. Языкова
— Пушкинский район, где служил отец Александр Мень. Этот храм должен был быть разрушен, потому что, когда прокладывали Ярославское шоссе, он стоял на месте этого нового шоссе. И рабочим сказано было, что его просто надо уничтожить. Так они сами его раскатали на брёвна — он деревянный — и перенесли в другое место. И это видно, что они не понимали, как ориентируются храмы — на восток. Они его сделали ровно на север.
А. Пичугин
— А он так и стоит, да.
И. Языкова
— Он так и стоит до сих пор — в 20-е годы это было.
А. Пичугин
— Да, спасибо большое за этот разговор. Спасибо. Я напомню, что в гостях у Светлого радио были сегодня: Ирина Языкова, кандидат культурологии, искусствовед, и священник Сергий Старокадомский, настоятель Алексеевского храма в Середниково. Но я надеюсь, что мы как-то, может быть, этот разговор продолжим. Как-то время быстро закончилось. Спасибо, прощаемся, до новых встреч.
И. Языкова
— Спасибо, до свидания.
Свящ. Сергий Старокадомский
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Распространение христианства на Руси». Павел Гайденко
- «Христианские смыслы в сказках». Прот. Павел Карташев
- «Развитие города в Древней Руси». Анастасия Федорина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема