
Ирина Собыленская
«Вера — это очень личное», — скорее всего, вы не раз слышали эту фразу. В современном светском обществе не принято рассказывать о своем вероисповедании, воцерковленности, отношении к Богу и каким-либо образом показывать свою причастность к церкви. Многие верующие люди не против соблюдать эти негласные правила — а то расскажешь, что ходишь в храм, и придется на каверзные вопросы отвечать.
Я знала, что все ученики Христа призваны нести в мир свет Евангелия, но раньше и сама не спешила разговаривать о вере и часто деликатно молчала о своем мировоззрении, чтобы не смущать других и не провоцировать лишних вопросов. До одного судьбоносного случая.
Я тогда решила опубликовать пост в соцсети с фактами о себе. Возможно, вам самим приходилось писать или читать такие. В одном из пунктов я написала, что являюсь верующей христианкой и регулярно хожу в храм.
Должна сказать, что, когда знакомые или коллеги узнают, что я верующая, у них происходит когнитивный диссонанс. Как это — я не одеваюсь во все черное, не хожу в длинных юбках и платках, могу поддержать разные темы светских разговоров и точно не похожа на «серый чулок». Ох, сколько же стереотипов о верующих в головах светских людей!
Но тогда я получила иную, неожиданную реакцию. Буквально через пару часов после публикации мне написала хорошая знакомая, с которой мы часто ходили в кафе, в музеи, но ни разу не упоминали в своих разговорах Бога. Оказалось, что в детстве бабушка водила ее в храм, но после переезда в другую страну, учебы в университете, во взрослой самостоятельной жизни у нее не появилось знакомого, который мог бы стать проводником в церковный мир. А тут мой пост и признание.
В течение нескольких дней мы разговаривали о важных для моей приятельницы вещах, я рассказала о храме, в который хожу, о церковных традициях и правилах, дала книги святых отцов, рассуждения которых понятны даже новичкам в церкви. Когда она была готова пойти на исповедь, я познакомила ее со священником нашего храма, мы вместе помолились на вечерней службе и Литургии и причастились. Это непередаваемая радость — видеть, как человек, далекий от церкви, становится ее частью!
С тех пор прошло много лет: приятельница стала хорошей подругой, вышла замуж, родила сына и попросила меня быть его крестной. Мы часто вспоминаем, что толчком к ее воцерковлению, и к нашей дружбе вообще стал обычный пост в соцсети. Радуемся, что мне тогда хватило смелости рассказать о своей вере, а не деликатно промолчать, как я делала раньше.
И это еще не все!
После первой публикации о моей вере последовали и другие, я стала все увереннее и громче говорить о том, что мне дорого, о своих ценностях и мировоззрении. Результатом стал книжный блог о православии и христианских книгах.
А после него меня пригласили на Радио ВЕРА — стать одним из авторов в программе «Частное мнение» и прямо сейчас вы меня слышите — это ли не чудо?
Пути Господни неисповедимы. Поэтому важно не молчать о Христе. Апостол Павел писал: «мы веруем, потому и говорим». Нужно не стесняться своей веры, нужно рассказывать о ней тогда, когда это уместно, служить примером верного христианина. Ведь никогда не знаешь, кому из людей рядом пригодится наша поддержка и дружеское плечо.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего бывали случаи, когда он оказывался проповедником Евангелия в буквальном смысле этого слова, то есть утешал тех, кто столкнулся с трудностями, говоря с ними о Боге и Его любви. Но означает ли это, что благая весть — это нечто прекраснодушное, идиллическое и сентиментальное? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Всякий раз, когда я бываю в художественных музеях, я особенное внимание уделяю бытовым особенностям жизни прежних времён и поражаюсь тому, как всё изменилось. Автомобили, непромокаемые материалы, новые лекарства... Способы жизни и ведения хозяйства, которые были общими в течение столетий, кажутся навсегда исчезнувшими из нашей жизни. В известной степени все эти новшества становятся светским евангелием для современного человека, благой вестью о новом открытии, новом способе улучшения нашей жизни. И хотя люди продолжают болеть и даже умирать, сам настрой на постоянное улучшение очевиден и, как кажется, необратим. И хотя религия гораздо древнее всех этих технических и научных разработок, новое восприятие жизни меняет наши подходы и ожидания к ней, мы начинаем ждать от неё улучшения нашей жизни, здоровья и психологического комфорта. Да и разве это неправильно? Ведь и открывая Евангелие, мы читаем в нём множество историй о чудесных исцелениях, освобождениях от бесовской одержимости и даже воскрешениях мёртвых. Разве мы не вправе ждать от Бога того же самого и в наши дни?
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостол Павел и его спутники, преодолевая трудности, проповедовали уже не только иудеям, но и язычникам. Причём поразительным образом в одном и том же городе Павла и Варнаву сначала приняли за богов и хотели принести им жертвы, а затем побили камнями, так что были уверены в их смерти. Придя в себя, Павел вернулся в город, а затем ушёл в другие места, снова и снова проповедуя Евангелие как Благую весть. При этом вся его жизнь была наполнена трудностями, так что тот, кто искал в новой вере решения бытовых проблем, не мог быть ею до конца удовлетворён. Именно поэтому на обратном пути апостолу пришлось утверждать души учеников и уговаривать их оставаться верующими, несмотря на скорби и трудности, которые продолжали возникать в их жизни. Апостолу приходилось объяснять, что смысл веры, которую они приняли, не в том, чтобы решить все проблемы здесь, но в том, чтобы достичь Царствия Божия. Конечно, теоретическое осознание подобных вещей проще, чем практическое принятие. Когда ты живёшь по совести, стараешься любить Бога и ближних, но скорби всё равно присутствуют в твоей жизни, может помочь только доверие и рождающееся из него ощущение живого присутствия Божьего. Понимая всё это, перед своим уходом Павел не только рукополагает священников для служения в местной общине, но и, помолившись, предаёт их в руки Господни. Вместе с его учениками и всем нам важно доверять Богу на жизненном пути и помнить о том, что истинная цель, к которой мы идём, — это Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Переходите на церковную платформа "Помочь в беде". Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер