
Светлана Бакулина
Как православному человеку относится к знакам? И можем ли мы правильно их трактовать? Об этой теме я впервые задумалась после необычных совпадений в жизни.
По профессии я — специалист по связям с общественностью. Работа проектная. Один заказ выполнила — ищу следующий. В один из таких затяжных периодов по поиску работы стала молиться Николаю Чудотворцу. И вот, как мне показалось, чудо.
19 декабря, на день памяти святого Николая мне позвонили и предложили работу специалиста по рекламе в ночном заведении. Тогда я для себя решила — это точно Божий промысел и знак, что мне нужно соглашаться. В самой должности PR- специалиста ничего плохого я не видела, смущало другое. На тот момент я начинала воцерковляться, и у меня уже были послушания при монастыре. Получалось, что утром я веду социальные сети в православном проекте, говорю о Боге, а вечером буду рекламировать, мягко говоря, нецеломудренный образ жизни.
Мне хотелось найти некий компромисс со своей совестью. Пошла посоветоваться со знакомым иеромонахом Иоанном. Батюшка меня не благословил. Тогда я решила подойти к другому священнику — отцу Дмитрию. Он промолчал, и это молчание я восприняла как возможность к действию.
Всё складывалось, как я и предполагала: днём — в храме, вечером — на своей основной финансово более привлекательной работе. А ночью наступало тревожное чувство. Будто бы всё же я что-то делаю не так. «Но ведь сам Николай Чудотворец мне помог найти работу» — убеждала себя.
Заведения, в которых я работала развивались. Мне предложили поехать в командировку на юг России на переговоры. И уже на следующий я день была в Сочи. Вот только к работе приступить так и не смогла. В этот же вечер на меня напал незнакомец на улице. Попытался ограбить. Я вцепилась в сумку с ноутбуком. И когда он стал отнимать, упала, и он буквально протащил меня по асфальту. Ценности свои я сохранила, а вот коленку сильно разбила. Нога просто не сгибалась и мне пришлось вернуться обратно в родной город на лечение.
Через год я вновь собиралась на встречу, подписывать договор о сотрудничестве. Накануне встретилась всё с тем же батюшкой, отцом Дмитрием. Рассказала ему о своих планах. Он порекомендовал мне не спешить с решением. Искать прежде волю Божью. Совет мне показался каким-то непонятным. Я его не послушала.
Но на следующий день я упала с электросамоката. Результат: открытые раны, больничный на 3 недели и шрамы уже на двух коленках. Ни в какую поездку я, конечно же не поехала.
Впрочем, решила, что это был не знак, а какой-то ряд неприятных совпадений. Но почему они происходят? За ответом пошла к священнику.
— Отец Дмитрий, как так? Я просила у Бога работу, молилась. Он мне её послал, а работать то не получается — возмущалась я.
— Светлана, скажи, а какие плоды твоей работы? — поинтересовался батюшка.
Неожиданный вопрос заставил меня по-настоящему задуматься. Я посмотрела на всё, что происходило последние годы в моей жизни совершенно с другой стороны. Ориентироваться надо было не по так называемым знакам, а по заповедям...
Если в этой системе координат рассмотреть мою деятельность, плодами работы стали ставшими популярными благодаря мне пространства для развращения человеческих душ. После разговора с батюшкой, я осознанно уволилась с той работы. Со временем нашла совершенную другую. Не разрушающую.
А для себя поняла, что относится к тому, что мы называем знаками, стоит очень осторожно. Часто мы ищем ответы на свои вопросы не в заповедях Бога, а в чудесах и знамениях. Если бы мы старались каждый день жить с чувством присутствия Христа рядом, то многих ошибок могли бы избежать.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема