
Светлана Бакулина
Когда мы бывали в паломнических поездках с друзьями, не раз сотрудники храма обращались к нам за помощью в уборке. Все мои подруги так радовались этому событию, скорее хватали тряпку, ведро и шли намывать пол. Говорили о том, что это очень хорошее, Богоугодное дело. Мол, сам Серафим Саровский наставлял: «... если только тряпочкой протереть пол в доме Господнем, то даже это маленькое дело у Бога превыше других добрых дел встанет».
Я, признаюсь, такой радости не испытывала и если уж просили меня помочь в храме, то старалась найти себе занятие попроще: цветы полить, подсвечники почистить. Что угодно, только не полы. Я и дома у себя их мою без особого энтузиазма.
И вот, как-то в одну из таких паломнических поездок я оказалась в храме без подруг. Стояла на службе, вслушивалась в молитвы, которые там читали. В какой-то момент упустила последовательность и не могла понять заканчивается служба или продолжается. Решила уточнить у монаха, дежурившего в церковной лавке.
— Служба скоро закончиться. А вы могли бы остаться помочь вымыть полы? — добрым голосом ответил он.
«Опять эти полы! — подумала я — ну, зачем я заговорила с этим монахом, только внимание к себе привлекла. Сейчас бы домой пошла, отдыхала бы». Всё внутри меня восстало и бушевало. Ведь я прекрасно успела почувствовать своим лбом, во время земных поклонов, как много песка скопилось на полу. Как представила картину, что мне одной это всё придётся убирать, подруг рядом нет, а ещё я только на днях сделала маникюр, захотелось просто сбежать...
Но монах продолжал смотреть на меня и улыбался такой доброй улыбкой, что я поняла. Он даже не догадывается насколько я не хочу этого делать.
«Ну, что ж когда-то надо было начать бороться с ленью. Видимо момент настал» — подумала я и согласилась помочь.
Дождалась окончания Богослужения. Практически все вышли из храма. Я одна стою с печальным видом рассматриваю этот грязный пол. Жду монаха и его поручений, а его всё нет и нет. Проходит минут 15, он заходит, улыбается всё той же доброй улыбкой и говорит:
— А Вы что здесь стоите? А я вас там на улице высматриваю.
— Так, я жду, когда вы мне выдадите швабру и ведро — хмуро отвечаю я.
— А... Вы хотели в храме прибраться? А полы то в другом месте помыть надо. Ничего страшного? Я не сильно вас задерживаю? — заботливо спросил он
«Всё в порядке» — согласилась я и пошла на улицу вслед за монахом. А про себя всю дорогу думала: «Наверное, нашлось ещё большее размером пространство для мытья пола. Дай Бог, к утру справлюсь»
Мы зашли в помещение, которое сразу напомнило мне какую-то торжественную приемную или кабинет. Там стоял большой стол, висели красивые картины с видами монастыря и иконы. Но больше всего я удивилась, когда увидела полы, которые мне предстояло мыть. Они были чистые.
— Вы точно ничего не перепутали? Здесь делов то на 10 минут — удивлённо спросила я
— Нет-нет. Мы каждый день здесь прибираемся. Вы тогда начните, а я вам пока с собой кое-что соберу. Вы, кстати, с кем приехали? — поинтересовался он
Я рассказала, что дома меня дожидаются 2 подруги и их дети.
И вот, я вымыла и без того чистый пол. Через 10 минут монах вышел с пятью большими пакетами в руках и протянул их мне. Стало настолько неудобно, что я сказала:
— Зачем вы принесли так много подарков? Ведь я ничего особо не сделала. Ну, давайте я хоть завтра приду чем-то вам ещё помогу?
— Ничего не нужно! Вы уже и так помогли. Возьмите. Это вам и вашим друзьям на память о нашем монастыре. От чистого сердца.
Дома я рассказала подругам о таком неожиданном послушании и о том, как чуть не отказала в помощи монаху. Мы вместе рассматривали содержимое наших подарочных пакетов. Сколько же всего интересного там нашлось: несколько томов книг о старцах Псково-Печерского монастыря, иконы, жития святых, Евангелие. Столько радости эти книги принесли моим подругам и их детям!
Но ведь всего этого могло бы не быть, если бы лень и маловерие охватили всё моё сердце. После этой поездки я больше не боялась помогать в уборке храмов и на радостях даже хорошо прибралась дома.
А для себя решила: быть может, Господь таким образом наглядно показал мне, что каждого человека, сумевшего побороть свои грехи и сопротивление, ждёт своя награда и утешение. Вот так я помыла полы в храме...
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица